Главная

                  О себе

             Кто ты, человек?

            Наследственность

 Христианская психотерапия

             Манипуляция

 Влияние жёсткой политики и экономии на достоинство человека

           

     

                                                          

                                                     Нет здоровых людей, есть недообследованные!   

                                       Учитесь отличать: искренность от фальши, реалии от иллюзий!

"Человек заболевает по своей собственной вине,от приключившихся с ним напастей, и тем самым, причиняя себе страдания "                                                                                                                   

                                                                 "Врач должен лечить не болезни, а больного"

                                                     "Когда врач не может принести пользы, пусть не вредит"

                                                   "И не забывайте, что лучшее лекарство – обойтись без него"

                                              «Мудрость заключается в том, чтобы познавать все то, что создано природой» 

                                                                                                                                                        Гиппократ   

                                         «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач!»  

                                                                                                                                                       В.М. Бехтерев

   В основу Христианства входит - познать самого себя, найти присущую силу и слабость, определить с какой стороны исходит угроза, и какие из пороков легче всего преодолеть! Любая мысль влияет на тело, а телесные формы в свою очередь влияют на нравственную сторону и характер. Таким образом, изучение этих форм в согласии с интуицией можно познать человеческий характер, а  в дальнейшем и с проблемами, которые ожидают в этой жизни. Каждый человек, как бы сильно, как бы прекрасно не был сложен, рождается с уязвимой стороной, с зародышем разрушения, который находится в подсознании и с нетерпением ждет от нас ошибки!

                                                                                                                                                       В.М.Степаненко

  Болезнь — процесс, возникающий в результате воздействий на сознание человека, проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций. — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе. В нашем организме заложены природные силы, позволяющие самовосстанавливаться. Именно благодаря этим силам заживают у нас царапины, и серьезные раны, благодаря им мы выздоравливаем после болезней, мы можем восстановиться после напряженной работы и вернуться к полноценной жизни после тяжелых изнурительных недугов. Помочь этим силам, а не мешать им — вот наша задача. Когда мы «латаем» отдельные болезни лекарствами — мы мешаем восстановлению организма, потому что, «латая» одно, неминуемо калечим другое.
  Каждый из нас, заболев, мечтает о панацее: как было бы хорошо найти такое средство, которое вылечило бы все и сразу! Но, увы, панацеи не существует — как бы ни уверяли нас в обратном - многочисленные врачи, производители и продавцы лекарственных препаратов и других средств. Все это не более чем..? и, лишь наивные и доверчивые люди могут верить в эти «панацеи» и платить за них немалые деньги. Страхи окружают нас повсюду, и от них не убежать и не спрятаться, они живут внутри нас. Понять проблему (осознать свои страхи и их истинные причины) – это верный шаг на пути к успеху.                     

                                         Что мы знаем о смерти, если не можем ответить, что такое жизнь! 

                                                                                                          

                                                                              ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  Православный психолог — это специалист православного мировоззрения, который понимает конфессиональные особенности и этические установки христиан, подбирает соответствующие методы работы и видит взаимосвязь психологических и духовных проблем. Хочу сказать сразу: духовных советов я не раздаю. Нельзя примерять роль «великого гуру» или «старца», хотя сами клиенты иногда этого ждут.

  Люди приходят в церковь по разным причинам: хотят обрести душевный покой, избавиться от неврозов, почувствовать Божью благодать. Часто им не хватает того, что в психологии называется безусловным принятием, то есть веры в то, что их может кто-то любить просто так. Люди идут за этим в церковь, а сталкиваются с тем, что им ставят условия, в том числе священнослужители — иногда даже жестко, как родители, мужья, жены, начальники, но только теперь это все считается духовным, освященным авторитетом церкви. Из-за этой жестокости нередко рушатся идеалы — и травма человека не лечится, а только усугубляется.

  Возвращаться или не возвращаться после этого в церковь — выбор человека. Даже Господь не посягает на свободу воли, а тем более психологу не подобает этим заниматься. В случае религиозной травмы основные задачи психолога — помочь человеку преодолеть травмирующие обстоятельства и обрести необходимую устойчивость. Иногда такой уход и переосмысление приводит к сознательному приходу в церковь: человек идет уже к Богу, а не за решением своих психологических проблем.

  То, что депрессия и уныние одно и то же, — страшное заблуждение. Тут важна дифференциальная диагностика, потому что это разные состояния. Если подойти с аскетической точки зрения, то уныние — это болезнь воли, а депрессия — это с научной точки зрения нарушение баланса нейромедиаторов. Также состояние депрессии для человека неприятно и неестественно. А уныние, как и любая страсть, поначалу даже приятно Бывает и бодрое уныние — когда человек вроде и занят, но какой-то ерундой.

  Для начала надо исключить или подтвердить депрессию. Я всегда объясняю священникам опасность депрессии, а также опасность приложения к ней всех аскетических средств, которые рекомендованы для уныния. Если человеку с клинической депрессией советовать больше поститься, молиться и усугублять аскетические подвиги, его расстройство будет прогрессировать — причем очень быстро и с увеличением риска суицида. Кстати, это понимают даже те священники, которые психологию не любят. Я им рассказываю о симптомах и говорю, что если хотя бы часть из них есть, ваша задача — деликатно, тактично отправить человека к психиатру. Господь, конечно, силен, он творит чудеса, но если у человека аппендицит, можно молиться и ждать его исцеления, а можно взять и вызвать скорую.

Задачи православной психологии и психотерапии.

  Исходя из принципов, на которые опирается православная психология и психотерапия, можно сформулировать общую и частную задачи православной психотерапии.

  Общая задача – оказание человеку помощи в преодолении его нарушенной целостности в связи с падшей природой; подведение к осознаванию страстных механизмов, приведших к болезни или возникновению проблемы. Следовательно, помочь ему исцелиться, прийти к внутренней свободе и радости, осуществить себя в полную меру. Это работа, которая обязательно затрагивает уровень смыслов и ценностей. Очень много тут зависит от того, насколько глубока личная вера самого терапевта. Осуществление этого процесса происходит в лоне Церкви.

  Частная задача – это оказание человеку помощи в решении его конкретных жизненных ситуаций или разрешении внутриличностного конфликта. Здесь используются и допускаются психотерапевтические методы и техники. Соответственно, чем большим «арсеналом» техник и приемов владеет психотерапевт, тем лучше. Работа на «плоскости» конкретных психологических проблем на фоне общей болезни человечества в результате грехопадения, позволяет православному психотерапевту выйти за пределы «симптоматического лечения» и решать более важную задачу оказания помощи в преодолении духовного поражения. Важно при этом помнить о «вертикали духовности». Часто оказывается, что корень проблемы лежит именно в духовной сфере. На практике мы в этом убеждаемся постоянно.

Перечень проблем, по которым проводится консультирование.

  • проблемы межличностных отношений (это отношения в семье между супругами, а также отношения родителей и детей; сюда же можно отнести отношения в коллективе);
  • внутриличностные конфликты, в том числе имеющие невротическую симптоматику (фобии, депрессии, панические атаки и т.д.);
  • ценностные и смысловые конфликты; они тоже могут сопровождаться невротическими расстройствами (тревога, депрессия, навязчивые состояния, различные формы зависимостей)
  • последствия психологических травм, посттравматическое стрессовое расстройство;
  • помощь в воцерковлении, в подготовке к исповеди, сопровождение в храм, встрече со священником.

   Методы и подходы, которые использует православный психолог.

  Методы, используемые православным психологом, довольно широко используются и в других психотерапевтических практиках. К основным методам относятся – метод самонаблюдения (интроспекции) и диалог.

   Самопознание святыми отцами трактуется как наука из наук. Далеко не все люди обладают врожденной способностью к самонаблюдению. Человек может быть социально адаптированным, иметь семью и материальное благополучие, но при этом быть далеким от понимания мотивов своих поступков, осознания своих чувств, ясного и последовательного выражения мысли. Одной из задач психотерапии является пробуждение интереса к этому процессу. Познание своего внутреннего человека, как это называется у святых отцов, приводит к пониманию, что это место основного приложения наших сил. Все остальное уже существует как проекция наших внутренних состояний. Возникающие конфликты, межличностные и социальные, в своей основе содержат внутренние неразрешенные конфликты тех личностей, которые вовлечены в эти отношения.

  Чтобы исцелиться, приблизиться к своей целостности, надо преодолеть в себе психологическую расщепленность. Не случайно само понятие греха может трактоваться, как попадание мимо цели. Путь истинного исцеления – это задача всей жизни.

  Созданный по образу и подобию трехипостасного Бога (Святой Троицы), человек всегда пребывает в общении. Это общение происходит или с самим собой, или посредством диалога с другими людьми, или это общение с Богом. Более того, наше общение полифонично. Одновременно могут присутствовать все три формы общения. Истинное исцеление человека не может происходить отдельно от процесса познавания Бога. Возможный полный ответ на психологические проблемы находится не в плоскости земного бытия, в которой работает психотерапевт, а в вертикали духовности. Важно не забывать, что зачастую жизнь духа пробуждается в страдании. Соответственно у православного психолога и у психолога светского разное отношение к страданию, и разные подходы в его преодолении. При работе с человеком важно четко и верно формулировать проблему, даже отыскивать смысл происходящего.

  Неверное определение смысла приводит к заблуждениям, т.е. блужданию вдалеке от Истины. Для психотерапии выйти на верное обозначение проблемы – это уже половина совершившейся работы. Исходя из смыслового обозначения проблемы, т.е. смыслового содержания, принимается решение о путях ее разрешения. Если психотерапевт стоит на позиции фрейдизма и видит в неврозе только вытесненную сексуальность, то и решаться эта проблема будет соответственно. Однако вытесненная духовность формирует заблуждения и создает проблемы гораздо более сложные. Самость человека противится Божьему замыслу о нем, тем самым сопротивляется его исцелению.

  Понятие метанойя (покаяние), в переводе с греческого означает перемена ума. И это не одномоментный акт. Это путь длиною в жизнь. В этом суть православной аскетики. Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым.

  В работе православного психолога и психотерапевта открываются совсем другие горизонты. Чтобы точнее выразить свою мысль, следует говорить даже не о горизонтах, которые все-таки принадлежат к плоскости, а прибегнуть к объемному восприятию. Человек – создание духовное, а значит, он возвышается над этой плоскостью. Это как мост, как связующее звено между дольним и горним. Такое представление о человеке отражается в символике христианского креста. Плоскость земного бытия пересекается с вертикалью духовного восхождения и самопознания. Причем, эта вертикаль – сам Христос.

  Перед нами стоит важная и насущная задача – развитие православной психологии как науки и православной психотерапии, как практики. Проигнорировать эту задачу не получится, поскольку ее поставила перед нами сама реальность. Вопросов много. И на них необходимо искать ответы. При этом нам необходимо осознавать свою человеческую немощь и подверженность страстям, надеяться и уповать на помощь Бога.

                

 
2005 -2025
                                                                                                                                                ▲наверх Яндекс.Метрика