вернуться

 

 

                                  

                                         Влияние жёсткой политики и экономии на достоинство человека

  Политика жёсткой экономии во всём мире негативно сказалась на психическом и физическом здоровье людей, особенно среди маргинализированных групп. Глобальный финансовый кризис, разразившийся после 2008 года, показал, как бюджетная консолидация усугубила неравенство в сфере здравоохранения на международном уровне. Кроме того, это свидетельствует о том, что политика жёсткой экономии, как правило, усугубляет общее неравенство в сфере психического здоровья, особенно в тех регионах, где государственные службы и без того находятся в плачевном состоянии. Эмпирические исследования подтверждают следующее: в России сокращение услуг местных органов власти, таких как, здравоохранение, поддержка в сфере культуры, экологии и планирования, в значительной степени было связано с ухудшением психического здоровья, особенно в неблагополучных районах. В более широком смысле систематические обзоры показывают, что вызванный жёсткой экономией стресс, связанный с доходами, нестабильность в сфере жилья и отсутствие продовольственной безопасности серьёзно подрывают психическое здоровье людей с разным уровнем дохода, причём непропорционально сильно страдают те, кто и без того находится в неблагоприятном положении. В совокупности эти данные подтверждают, что жёсткая экономия не только сокращает бюджеты, но и усиливает стресс у уязвимых групп населения, особенно у этнических меньшинств.

   Современная психологическая культура часто проповедует «толерантность», но толерантность может быть нагруженным и асимметричным жестом. Толерантность выступает в качестве регулирующего дискурса, предполагающего условное принятие доминирующей группой меньшинства, тем самым укрепляя существующие иерархии. В этом смысле толерантность предполагает однонаправленную передачу власти от «нормальных» к «отклоняющимся», неявно патологизируя различия, а не ценя их. Уважение, напротив, требует взаимного признания и этической взаимности. В рамках этой системы этнические меньшинства часто позиционируются как «объекты толерантности», а не как полноценные субъекты, заслуживающие уважения. Им позволено существовать в рамках системы, но только на условиях, определяемых доминирующей культурой. Это соответствует логике «отеризма» — колониального наследия, которое ранжирует человеческие различия с точки зрения ценности и близости к доминирующим нормам. Этнические меньшинства — особенно расовые группы, — часто занимают более низкое положение в этой иерархии и считаются второстепенными или «неполноценными». Этот статус не просто символический. Нахождение в таком положении условного включения или исключения вызывает устойчивые реакции на стресс, повышает уровень кортизола и со временем увеличивает уязвимость к депрессии, тревожности и даже психозу. Эти эффекты усугубляются, когда политический дискурс или СМИ подтверждают существование таких иерархий, превращая предрассудки в политику, а общественные настроения — в слежку. Кроме того, отеризм, если он поддерживается политическим дискурсом или СМИ, может привести к тому, что предрассудки перерастут в травлю, нападения или преступления на почве ненависти. Отеризм часто начинается с местоимения «они» и перерастает в ксенофобию, гомофобию, трансфобию, антисемитизм и исламофобию. В совокупности каждый такой инцидент усиливает страх, ещё больше подрывая достоинство и психическое здоровье этнических меньшинств, подвергающихся преследованиям.

                                                                  Правый авторитаризм и стигматизация

  Последние данные показывают чёткую закономерность в оценке склонности человека к правому авторитаризму (RWA). RWA — это совокупность черт, характеризующихся строгим подчинением авторитетам, враждебностью по отношению к другим группам и предпочтением социального конформизма. Чем выше оценка, тем более сурово человек будет судить людей с психическими заболеваниями, такими как шизофрения, глубокая депрессия или алкогольная зависимость. Авторитарное мышление рассматривает любое отклонение от «одобренной» нормы как угрозу стабильности группы. Психиатрические симптомы по определению противоречат ожидаемому поведению, поэтому люди с высоким уровнем авторитарности и враждебности рефлекторно навешивают на таких пациентов ярлыки опасных, слабых или морально неполноценных. Это приводит к внешней стигматизации, поскольку люди с высоким уровнем авторитарности и враждебности с большей вероятностью будут поддерживать более жёсткие общественные взгляды, более активное социальное неприятие и институциональную политику, в которой приоритет отдаётся контролю, а не заботе о людях с психическими заболеваниями. Другим результатом является внутренняя стигматизация, которая подрывает чувство собственного достоинства, усиливает стыд, задерживает обращение за помощью и ухудшает прогноз. Таким образом, дополнительные меры по борьбе со стигматизацией, такие как плакаты, хэштеги и лозунги о здоровом образе жизни, едва ли помогут решить проблему, если не учитывать ее политическую подоплеку. До тех пор, пока врачи, профессиональные сообщества и лидеры в сфере общественного здравоохранения не обратят внимание на эти нарративы, врачи будут продолжать лечить симптомы в кабинете, в то время как стигматизация, основанная на статусе, будет беспрепятственно распространяться в обществе.

                                       Макродостоинство: право, экономика и государственное управление

  В то время как межличностные отношения и динамика развития сообщества формируют повседневное восприятие достоинства, структурные силы, действующие на уровне законодательства, экономики и управления, оказывают более косвенное, но не менее мощное влияние. Для этнических меньшинств эти условия на макроуровне часто создают среду, в которой достоинство либо систематически подрывается, либо поддерживается выборочно. Экономическая жёсткая политика, карательное законодательство и пренебрежение политикой приводят к тому, что абстрактные ценности превращаются в ощутимое неравенство, вызывая различия в доступе к медицинской помощи, её качестве и результатах. В следующем разделе, посвящённом макродостоинству, рассматривается, как достоинство формируется под влиянием систем, регулирующих распределение ресурсов, прав и признания в обществе.                                                            

                                                                                            Двойная угроза

  Сочетание статуса меньшинства и психиатрического диагноза представляет собой своего рода «двойную угрозу» — ситуацию, когда люди сталкиваются с дискриминацией на нескольких уровнях одновременно. Этнические меньшинства, особенно те, кто страдает различными психическими расстройствами, не только сталкиваются со стигматизацией, связанной с психиатрическими диагнозами, но и вынуждены нести бремя расовой слежки, системного пренебрежения и культурного присвоения. Например, пациенты из этнических меньшинств в Великобритании чаще попадают под действие Закона о психическом здоровье и реже получают психотерапию. Точно так же чернокожие мужчины с психозом часто подвергаются принудительному вмешательству, а их эмоциональное состояние часто воспринимается как угроза, а не как страдание. Таким образом, культурные проявления страдания часто воспринимаются как патология. Эта двойная угроза — не случайность, а результат системного сбоя, который объясняет, как различия усугубляют существующие риски.

  В мире многочисленных пересекающихся факторов стресса, с которыми сталкиваются этнические, культурные, сексуальные и миграционные меньшинства, концепция «Ментальный достоинства» предлагает эталонную модель для определения того, где достоинство подвергается угрозе и где целенаправленные меры могут его восстановить!               

  Аллостаз — это физиологический процесс, с помощью которого организм поддерживает гомеостаз в ответ на стресс. Неудивительно, что при хроническом стрессе адаптивная система выходит из строя, что приводит к «износу» биологических систем, известному как аллостатическая нагрузка. 

  Биология стресса показывает, как социальные травмы превращаются в клеточные рубцы, и это особенно важно в контексте стресса, связанного с принадлежностью к меньшинству. Повторяющиеся унижения, изоляция или принуждение — это примеры нарушения чувства собственного достоинства на глубинном уровне, которые активируют гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему (ГГНС), вызывают всплески кортизола и приводят иммунную систему в состояние вялотекущего воспаления.  Показывают, что хронический воспринимаемый стресс приводит к повышению уровня С-реактивного белка (СРБ) и провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин-6 и фактор некроза опухоли-α, а также к другим биологическим изменениям, тесно связанным с депрессией и тревожностью. Хронический стресс не только усугубляет психические заболевания, но и приводит к физическим недугам из-за нарушения иммунной регуляции, повышая риск развития гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и аутоиммунных состояний. Группы меньшинств, которые и без того сталкиваются с препятствиями при получении медицинской помощи, испытывают это бремя ещё острее. Структурное неравенство сохраняется как в психиатрической, так и в общей медицинской помощи, и всё больше данных свидетельствует о том, что сильный стресс оставляет эпигенетические следы. Эти результаты перекликаются с идеей Эдмунда Джейкобсона о достоинстве личности.

  Эта концепция связана с внутренним ощущением человеком собственной ценности, целостности и самоуважения, а именно с тем, как люди воспринимают себя и, как к ним относятся окружающие в обществе. Для представителей этнических меньшинств, страдающих хроническими психическими расстройствами, это имеет более широкое значение, поскольку расовая и этническая принадлежность, культура и психическое заболевание пересекаются и формируют их представление о себе. Следовательно, необходимо учитывать все факторы, поскольку культурное непонимание, могут удерживать этих людей в замкнутом круге аллостатической нагрузки.

                                                                                  Социальная изоляция

  Модели «повторного социального поражения» (RSD) вызывают активацию микроглии и тревожное поведение, которые сохраняются в течение длительного времени после первоначального оскорбления на клеточном уровне. Эта модель иллюстрирует нейроиммунное взаимодействие, которое показывает, что монополизация агрессивным сородичем — это не стресс, а биологически закодированное сообщение о низком статусе и, следовательно, оскорбление достоинства. Трансляционные исследования подтверждают это. Социальное поражение предсказывает психотические переживания, такие как искажение восприятия, параноидальные мысли или бредовое мышление, через аберрантные сети значимости — нейробиологическую модель психоза, которая объясняет, почему несущественные стимулы воспринимаются как значимые. Таким образом, унижение — это не метафора, а молекулярный процесс. Это особенно важно для людей, которые уже маргинализированы по культурному признаку, из-за хронических психических заболеваний или иммиграционного статуса. Это ещё больше активирует хронические нейровоспалительные процессы, усиливающие психическую уязвимость.                                                                      

 

                                               Законодательные изменения и глобальная негативная реакция

  С клинической точки зрения, меняющаяся правовая среда будет напрямую влиять на принятие повседневных решений. Ожидается, что законопроект о психическом здоровье 2025 года формализует документы о предварительном выборе (ACD) и введёт в действие услуги по защите интересов с учётом культурных особенностей. При условии надлежащего финансирования и контроля с помощью информационных панелей, зависимости от этнической принадлежности, эти меры должны улучшить процесс совместного принятия решений и укрепить терапевтический альянс — основные составляющие достойного ухода.  Эти постановления, хотя и не касаются клинической практики, важны для психиатров по всему миру и подтверждают принцип, согласно которому идентичность пациента должна уважаться в школах, СМИ и других сферах общественной жизни, которые сильно влияют на обращение за помощью, стигматизацию и приверженность лечению. Для врачей такое несоответствие означает, что пациенты могут страдать от травм достоинства, вызванных теми самыми системами, которые якобы их защищают.

 

                                                                                           Обсуждение

  Забота, учитывающая культурные особенности, уже приносит свои плоды. Службы психологической терапии опробовали программы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), адаптированные с учетом культурных особенностей. Однако это скорее исключение, чем правило, и доступ к таким услугам по-прежнему неравномерен в разных странах мира.

  В этом контексте концепция «Ментальный психосинтез» предлагает практическую основу. Это побуждает врачей и политиков относиться к дефициту достоинства так же серьёзно, как к симптомам. В повседневной практике эту модель можно использовать для

  • Формулировка: эту модель можно использовать для интеграции факторов, связанных с чувством собственного достоинства, в биопсихосоциальные концепции путём выявления случаев принуждения, изоляции или системного пренебрежения на любом уровне системы.
  • Оценка: Этот режим можно использовать для включения в историю болезни пациента информации о причинении вреда его достоинству, например, спрашивая, чувствовали ли пациенты себя отвергнутыми, униженными или с ними обращались несправедливо в медицинских учреждениях.
  • Клинический надзор и совещания многопрофильных специалистов: эту модель можно использовать для анализа того, как работа команды и структура обслуживания могут усугублять или устранять проблемы, связанные с нарушением достоинства, и соответствующим образом корректировать подходы.
  • Пропаганда политических мер: эту модель можно использовать для выявления структурных проблем, связанных с уважением человеческого достоинства, таких как неравный доступ, принудительные меры или небезопасный с точки зрения культурных особенностей уход, а также для поиска ресурсов для принятия корректирующих мер.

Вместо того чтобы искать патологию исключительно в самом человеке, расстановка «Достоинство» смещает фокус на контекстно-зависимую помощь, диагностируя не только симптомы, но и травмы достоинства, которые их усугубляют или вызывают. Таким образом, это становится методом клинического видения, предлагающим структурированный подход как к диагностике, так и к исправлению ситуации.

                                                                                           Выводы

  Специалисты должны инвестировать в доброжелательную терпимость и заменить её радикальной политикой уважения. Достоинство — это не идеалистическая концепция, а биологический, социальный, психологический и правовой императив. Как показано в статье, унижение достоинства оставляет шрамы в организме, обществе и политике. Чтобы оставаться этичной и эффективной, психиатрия должна сделать достоинство диагностическим принципом и терапевтической целью.

  Все утверждения, содержащиеся в этой статье, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения их аффилированных организаций, а также, рецензентов. 

 

 

 

 
2005 -2025
                                                                                                                                                  ▲наверх Яндекс.Метрика