Главная

                О себе

                    Услуги

            Наследственность

             Для женщин

             Спецдисциплина

 

 

                                                                                     

                                                                                 Наследственность

  Наследственность, лежит в основе причинно-следственного ряда и, используется для понимания себя. Закон наследования осуществляет реализацию последствий и действий человека.  Понятие, уходит своими корнями, по которым все живые существа несут ответственность за свою жизнь - свои действия и их последствия. Психофизиологическая теория утверждает, что в геноме человека уже изначально закодированы особенности организма, которые при взаимодействии с особой средой формируют индивидуальные психологические качества. То есть генотип человека определяет те или иные его индивидуальные психические особенности, развитие и реализация которых зависит и обуславливается средой.

  Причина наследования психических особенностей – одна из наиболее острых дискуссионных тем в современной науке. Наши исследования, проводимые в области психофизиологии, показывают, что происходит статистическое увеличение проявлений психопатологии в семьях больных, страдающих психическими отклонениями. Для объяснения данного феномена исследования, в области психосоматики, были направлены на поиск определенных механизмов, посредством которых, осуществляется передача предрасположенности к заболеванию. Данные исследований показали, что, исходя из генетической детерминации нейрофизиологических процессов, можно говорить лишь о некоторых особенностях деятельности нервной системы и психофизиологических процессов. Но при этом нет оснований для вывода о генетической детерминации психической деятельности.

                                                                           Нужно также взять во внимание?

   Порча, наведенная на семью? «Родовое проклятие», «венец безбрачия», «несчастливая семья». Об этих таинственных, загадочных явлениях наши предки знали испокон веков. Только, может быть, называли их по-разному, но отношение к ним во все времена было особым.

  В наши дни мало что изменилось: кто-то верит в эти вещи, кто-то нет, но всеми людьми безоговорочно принимается тот факт, что иногда в семьях случаются настолько странные и непонятные события, что их никак нельзя объяснить стечением обстоятельств или случайностью. Например, если всех женщин в роду бросают мужчины и, они растят детей одни. Или, скажем, все мужчины в семье умирают в одном и том же возрасте с разницей в несколько месяцев или даже недель: от инфаркта, рака, покончив жизнь самоубийством… Но чаще типичные случаи «семейных проклятий» выглядят следующим образом. Жизнь какого-либо человека в семейном роду - человека, имеющего «тяжелую судьбу», трагически обрывается. А затем, в последующих поколениях этого рода обязательно появляется кто-то, кто так или иначе «копирует» тяжелую судьбу своего предка: совершает убийство (самоубийство), не может создать семью, становится душевнобольным… Иными словами, этот человек повторяет «старые ошибки» предка из своего рода, вместо того, чтобы исправлять их и стараться не делать новых; он, по сути, проживает чужую жизнь, вместо того, чтобы счастливо и гармонично прожить свою собственную!

  Почему так происходит? Психологи и психотерапевты давно пытались найти ответ на этот вопрос. Так, выдающийся психиатр и психотерапевт Эрик Берн, основатель трансактного анализа и автор многих книг, предлагал свое объяснение подобных случаев. Берн считал, что в семьях формируются свои определенные стереотипы взаимодействия между членами семьи, которые на бессознательном уровне передаются от родителей детям в виде определенных правил. Например, мать на протяжении жизни внушает своей дочери не напрямую, а косвенно, своим поведением: «все мужчины – грязные животные; им от нас нужен только секс». Девочка, вырастая, начинает руководствоваться теми же правилами, что и ее мать. И тогда из поколения в поколение в этой семье повторяется одна и та же ситуация: женщины растят своих детей без мужей, потому что у них не ладятся взаимоотношения с противоположным полом: не будет же она, в самом деле, выходить замуж за «грязное животное»?    Однако такие объяснения семейных проблем удовлетворяли далеко не всех психологов, потому что со многими из подобных сложностей специалистам не всегда удавалось справиться. Во всяком случае, так было до тех пор, пока не появилась такая область психологической помощи, как системная семейная психотерапия. В распоряжении семейного психотерапевта есть эффективные методики, позволяющие разрешить в том числе и те проблемы, которые называют «венцом безбрачия» и «родовым проклятием». Наши семейные психотерапевты предпочитают называть их «системными препятствиями». Что же такое на самом деле семейная психотерапия и как она может помочь людям решить их семейные проблемы, распутать эти перепятствия?
   В начале 1940-50-х годов сначала в Америке, а затем и в Европе появилось новое направление психотерапии, которое по своей сути кардинально отличалось от господствовавших тогда школ, таких, например, как психоанализ. Называлось это направление «системная семейная психотерапия». Семейные психотерапевты начали работать с семьями, имеющими сложности в супружеских взаимоотношениях; с семьями, имеющими «проблемных» детей – тех, которые убегали из дома, подолгу бродяжничали, подчас совершали преступления. А позже, по мере развития системного подхода, семейные психотерапевты научились решать и так называемые «родовые» проблемы: они довольно успешно работали с клиентами из «тяжелых» семей - тех, в которых были убийцы, самоубийцы, душевнобольные люди. У семейного психотерапевта есть свой взгляд на то, что считается «родовыми проклятиями». Попытаемся разобраться, в чем же он заключается.

 Родовое проклятие - это разрушительное воздействие, которое направляется на одного человека, а программируется на наследственную передачу от одного поколения к другому. Достаточно совершить один необдуманный поступок одному человеку, чтоб все его потомки в результате страдали от последствий.   Зачастую проклятие служит наказанием за череду проступков, хотя не реже родовое проклятие наводятся с целью вреда, из зависти или мести «Родовое проклятие» при создании внедряется в ДНК и находится там бесконечное количество времени, до тех пор, пока, кто-то не остановит данную причину. Даже после смерти оно переходит в потомков. Пока не исправить его! «Любое проклятие» – это своеобразная программа, активирующаяся в заданный момент и влекущая за собой цепочку определенных событий. Если ваш род на протяжении нескольких поколений преследуют одни и те же неудачи – это оно. Если же вам просто в чем-то не везет, а у предков такого не было, то это просто стечение обстоятельств (или все же проклятие, но уже персональное, а не родовое). Поэтому важно собрать максимально подробный «анамнез», важна каждая деталь!

                                                                                      Цель исследования


  Наш центр, работает с семьей не просто как с группой людей, объединенных между собой родственными отношениями, семья – это система, которая является чем-то большим, чем просто взятые вместе мама, папа, сын, дочь или еще кто-нибудь, кто к ней принадлежит, например, бабушка и дедушка. Внутри такой семейной системы происходят различные сложные взаимодействия, и в результате этого оказывается так, что психологическая проблема кого-то из членов семьи, обратившегося за помощью, на самом деле только симптом, который говорит о том, что эти самые отношения между членами семьи нарушены, и между ними существует какой-то негласный конфликт или противоречие. И если эти нарушенные взаимоотношения нормализовать, урегулировать конфликт, то и симптом, то есть проблема отдельного члена семьи, уйдет сама собой. Но иногда случается так, что этот конфликт длится так долго, что и причину его уже забывают. Правда, «забывают» только на сознательном уровне – а на бессознательном, в «родовой памяти» семейной системы эта информация все равно остается. И поэтому некоторые конфликты (довольно часто так и бывает) могут длиться в течение нескольких десятилетий и даже столетий, и, конечно, это не проходит даром для семьи. Далеким потомкам тех, кто участвовал в конфликте, нередко приходится брать «на себя» всю тяжесть старой нерешенной проблемы. Это может приводить к серьезным последствиям: такая вина калечит людям жизнь, не дает возможности прожить ее счастливо, выйти замуж, родить и воспитать детей, а то и вовсе приводит к трагической смерти в молодом возрасте. И в семье возникает то, что принято называть «семейным проклятием», «наведением порчи», «венцом безбрачия» и т. п. В семейной же психотерапии такие ситуации, когда потомки «копируют» тяжелую судьбу своих предков, называются «идентификациями». Если кто-то был незаслуженно «изгнан» из семейной системы или совершил какой-то серьезный проступок, осуждаемый в семье (речь идет о тех ее членах, с которыми семья по каким-то причинам не желала общаться, или о ком в ней не принято говорить, потому что эти разговоры и мысли вызывают неприятные эмоции; например, о члене семьи, который рано или трагически умер), то за это часто приходится расплачиваться их детям и внукам. И они делают это, совершая те же самые ошибки и создавая в своей жизни те же ситуации, из-за которых страдал «отторгнутый» из системы человек. Иными словами, потомки повторяют ошибки своих предков, а их жизненный путь в значительной степени повторяет жизнь несправедливо изгнанного дедушки или прабабушки… И если не предпринять никаких мер, такому «носителю чужой судьбы», или «идентифицированному пациенту», не останется ничего другого, кроме как повторить судьбу своего предка, и делать это он будет, естественно, неосознанно. Без вмешательства извне этот человек не сможет сопротивляться силам семейной системы, «силам судьбы». Но ведь у него своя жизнь, которую стоит прожить так, как хотелось бы ему… С такими проблемами часто и работают семейные психотерапевты. Причем клиенты часто приходят к ним, совершенно не подозревая, что их на первый взгляд личная проблема на самом деле семейная, а корни ее уходят на многие поколения в историю семьи.

  Чем же руководствуются в своей работе семейные психотерапевты? Существуют определенные, незыблемые законы жизни, которые существовали и будут существовать всегда, а несоблюдение их часто ведет к еще более серьезным последствиям. Мы называем эти законы «порядками любви».     Один из них говорит о том, что любовь, передаваемая от матери и отца к сыну и дочери, должна «течь» в одном направлении – сверху вниз - от родителей к детям, от старших к младшим, чтобы те, в свою очередь, тоже передали ее своим детям. И когда такой порядок нарушается, то эта «река жизни» останавливается, потому что просто не может течь в обратном направлении. Её ток прекращается, и тот человек, на котором остановился этот процесс, не может передать эту любовь дальше. У этих людей появляются самые разные проблемы в жизни (не только психологического плана), возникает то, что принято называть «трудной судьбой», и тогда своей жизнью этот человек старается загладить вину своего предка, подчас «копируя» его тяжелую судьбу. Но даже таких действий недостаточно для того, чтобы решить проблему: ведь он не передал свою любовь и любовь своей семьи дальше - детям, и они не могут развиваться нормально. А тогда уже за этого человека тоже кто-то должен будет страдать: один из потомков опять должен будет взять на себя чужую вину, возлагаемую на него его собственным родом…

  Но можно ли как-нибудь это изменить? Семейные психотерапевты уверены, что это можно сделать, по крайней мере, частично. В арсенале семейного психотерапевта есть тысячи самых разных техник и подходов, позволяющих докопаться до сути проблемы и, решив ее, оказать семье помощь. Метод системных расстановок является групповой формой работы. Специалист – ведущий расстановки - после предварительной беседы с клиентом просит выбрать «заместителей» на роли членов его семьи. Это могут быть мама, папа, бабушка и другие члены семьи, в зависимости от предъявленной проблемы и первичной гипотезы специалиста. Затем клиент очень собранно, следуя своему «внутреннему чувству», внутреннему образу своей семьи, расставляет в пространстве «заместителей»… А затем в работе происходит необъяснимое. Или пока, с точки зрения современной науки, необъяснимое. «Заместители» начинают испытывать то, что чувствовали совершенно незнакомые им люди – члены семьи клиента, и говорят слова, которые не связаны с их личной жизнью, но обычно с удивлением узнаваемые клиентом как знакомые высказывания членов его семьи. Например, если жене в расстановке «грустно», «одиноко» без мужа, то у нее в эти минуты возникнет соответствующее чувство к совершенно незнакомому человеку, который как раз и «замещает» ее супруга… По какому механизму «заместители» начинают испытывать эти чувства, которые совпадают с чувствами тех реально живущих или даже уже умерших людей?

 С этим можно соглашаться, к этому можно относиться с недоверием, но для нас, специалистов, то, что происходит в расстановке, является реальностью. В процессе работы психотерапевт начинает опрашивать «заместителей» об их ощущениях. В какой-то момент терапевт ставит уже самого клиента в расстановку вместо того человека, который его «замещал». Дальше ведущий меняет положение «фигур» в пространстве, просит кого-то из «членов семьи» сказать другому значимые для того слова, которые могут повлиять на решение проблемы: попросить прощения, простить кого-то самому или просто пожелать счастья своего ребенку… В процессе этих «перестановок» и приходит решение проблемы.

 Понятия «наследственность» и «врожденность» не противостоят друг другу и не дополняют одно другого. В общих чертах процесс наследственности свойств и качеств человека имеет определенную последовательность смены внутренних (базовых), и внешних (средовых) факторов. В целом процесс наследования свойств и качеств организма можно представить, как взаимовлияние и взаимодействие генотипа и окружающей биопсихо социальной среды. Результатом данного взаимодействия является образование фенотипа, сформировавшегося в процессе онтогенеза. В соответствии с взаимодействием внутренних и внешних факторов, фенотипы отца и матери (внешний фактор) при слиянии их половых клеток – образовании зиготы – образуют генотип плода (внутренний фактор). Биохимический состав и биофизическая структура материнского организма (внешний фактор) является первичным биосредовым компонентом, определяющим совместно с генотипом формирование фенотипа ребенка.   Психическая личностная составляющая функционирует в рамках субъективной реальности и определяется в первую очередь системой личностных отношений. Таким образом, процесс наследования психических качеств человека представляется как взаимовлияние и взаимодействие психотипа (совокупности первичных свойств и качеств психики человека, образовавшихся в результате формирования системной целостности личностных отношений) и окружающей психосоциальной среды. Психотип, в свою очередь, образуется в результате соединения родительских систем личностных отношений. Таким образом, образованию психотипа предшествует длительный период формирования прародительских и супружеских отношений определяющий системно-целостное единство психосоциального состояния семьи с ее ценностными ориентациями, экзистенциональными, этическими, эстетическими и бытовыми нормами. В пренатальный период психотип, как внутренний фактор наследственности подвергается воздействию внешнего фактора – психоэмоционального состояния матери, которая, в свою очередь, находится под воздействием психосоциальных процессов, определяющих жизнедеятельность семьи как системной целостности отношений, как единого психосоциального организма.   Таким образом, в начале постнатального периода ребенок имеет определенный набор врожденных психических свойств и качеств, которые являются частично наследственными – психотипными, а частично приобретенными под воздействием психосоциальной среды.                                                    

  Касаясь проблемы психической наследственности, нельзя не отметить такой важный аспект, как возникновение психики в дородовый период. Известно, что в пренатальный период неродившийся ребенок «обладает способностью к эмоциональному восприятию окружающего мира и накоплению этих впечатлений в своей памяти». В первую очередь основы психики человека, формирующиеся в дородовый период, определяются психическим состоянием родителей и прежде всего матери. Однако единого концептуального мнения, касающегося механизмов формирования и развития психики в пренатальный период, у ученых на данный момент не сложилось. Одной из самых распространенных является точка зрения на мать и ребенка как «единый нейрогуморальный организм». Описаны механизмы гормонального влияния на плод во время эмоционального стресса матери. Стресс активирует адреналово - корковую и симпато - адреналовую системы, что влечет за собой резкое повышение соответствующих гормонов крови. Гормональный дисбаланс воспринимается ДНК рецепторами плода, что ведет к его эмоциональной дисфункции. Сформировавшись, такие дети в последующем могут обладать такими психическими свойствами как, например, замкнутость, боязливость и т. п. Сегодня уже ни для кого не секрет, что плод в материнской утробе реагирует на звуковые, тактильные раздражители. Кроме того, ребенок, еще не родившись, по-своему отвечает на эмоциональное состояние матери, которое во время беременности является по отношению к нему внешней средой, с которой он взаимодействует. По данным многочисленных авторов негативное отношение матери к ребенку во время беременности, переживаемые ею эмоциональные стрессы коррелируют с возрастанием возможности последующего формирования психопатологии, в том числе шизофрении и склонности к суицидам. Так, например, известным является тот факт, что при нервном, эмоциональном расстройстве, переживаемом беременной женщиной, ее надпочечники выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), которые соответствующим образом влияют на состояние плода. При переживании светлых, радостных чувств, структуры гипоталамуса вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые через плацентарный барьер также соответственно воздействуют на плод. Таким образом, логично предположить, что гормональный фон и другие (соматические) биологические составляющие имеют психогенную основу, определяемую отношениями женщины со своим социальным и природным окружением. В то же время плод является составляющей частью организма женщины, и их общая жизнедеятельность представляет собой единый, целостный психо эмоциональный и нейрогуморальный комплекс. В этом случае основой формирования психики плода является не биологическая, гормональная основа, а эмоциональные состояния будущей матери, обусловленные психическими процессами ее жизнедеятельности во время беременности. В исследованиях, также подтверждается факт формирующего воздействия на психику плода психо - эмоционального состояния вынашивающей его женщины и прежде всего ее отношения к себе и к своему будущему ребенку. Так, у нежеланных детей часто наблюдаются психические отклонения в развитии, и имеет место врожденная психосоматическая патология.

                                                                                        Ход исследования

  Для исследований такой многофакторной междисциплинарной проблемы, как наследованность психических свойств, необходимо учитывать оба этих подхода. Специфика предмета исследования предполагает учет ряда методологических особенностей.

  На протяжении десяти лет наши сотрудники НИЦП, проводили исследования по проблемам наследование психических свойств и качеств личности. В рамках исследования было собрано и проанализировано 75 родовых анамнезов, включающих динамику характерологических изменений в течение жизни трех поколений, в возрасте от 20 до 60 лет.

  Целью нашего исследования являлось определение механизмов и закономерностей передачи (наследования) различных личностных черт и особенностей межличностного взаимодействия внутри рода. В соответствии с целью, а также в связи со спецификой предмета исследования нами был отобран ряд методов – психодиагностических, графических, ретроспективных – с целью обеспечения комплексного подхода к изучаемому явлению. Личностные черты и особенности межличностного взаимодействия последнего поколения изучались при помощи двух групп методов: психодиагностических и ретроспективных. Осуществляя отбор психодиагностических методик, мы исходили из принципа их взаимодополняемости. В качестве стандартизированного опросника был выбран СМИЛ (российская модификация теста MMPI). Кроме того, мы использовали ряд проективных тестов: графические (рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующее животное», «Дом – дерево – человек. В качестве ретроспективных методов исследования мы использовали биографический метод, метод исследования продуктов деятельности, а также разработанный нами метод интегральной психопатологической реконструкции (ИПГР), представляющий собой интегрированную модификацию ряда ранее известных методик исследования личности. Для визуального обобщения полученных данных, осуществлялось построение родовой психодраммы.

  Методологически наиболее близкими для нашего исследования являются подходы, разработанные в рамках такого нового научного направления, как регрессивная психотерапия, развитие которой привело научную мысль к созданию единой структурно - генетической концепции. Данная концепция предполагает факторы на теоретической основе причинно - следственного анализа временных последовательностей. При исследовании проблем психогенетической наследственности человека стоит задача реконструкции личностного опыта и психических свойств в нескольких поколениях одного рода. Реконструкция личностных качеств и психических свойств членов рода и, соответственно, их наследуемость и изменчивость, проявляющаяся в стереотипах жизнедеятельности, достаточно жестко структурирует работу исследователя. Такой аспект реконструкция требует не только репрезентативности материала, но и строгого соблюдения последовательности данных и их содержательного объяснения.

  При анализе и обработке результатов исследования выборка разбивалась на группы по двум наиболее важным критериям: пол и типы личности, для выявления наиболее характерных черт родового анамнеза, характерных для данных групп обследуемых. На основании анализа результатов всей совокупности психодиагностических и ретроспективных методов, Для обобщения данных различных методов, а также обеспечения возможности их сравнения и сопоставления нами была выделена группа признаков – типы личности, по которым прослеживалась наследуемость между поколениями одного рода: истероидность, шизоидность, психопатичность, депрессивность, тревожность, неврастеничность, импульсивность, ригидность.

  На основании данных различных методов для каждого члена рода, включая последнее поколение, было сделано заключение, относящее его к тому или иному типу личности. Для различения степени выраженности признаков нами были выделены две группы показателей по осуществлялось заключение о ведущих, наиболее устойчивых, личностных особенностях обследуемого. Использование такого комплекса методов позволило нам учитывать максимальное количество факторов: сознательные и бессознательные механизмы психики, status quo и динамику развития личностных черт. Наглядно данный принцип можно отобразить в следующей схеме: критерию социальной адаптации (поскольку в данном случае он является единственным, который можно достоверно выявить):

1 – признак находился в рамках социальной адаптации;

2 – признак приводил к социальной дезадаптации.

  Например, характеристика «Шизоидность» на уровне:

1.     означает, что обследуемый склонен к формированию узкого круга близких межличностных контактов, избегает быть в центре внимания, имеет сферу деятельности (увлечений), которая занимает большую часть его времени и интересов, и при этом не связана с общением. Однако при этом обследуемый может иметь семью и успешен в профессиональной деятельности.

2. означает, что обследуемый дезадаптирован в связи с чрезмерной замкнутостью и необщительностью: не может построить семью (или семья разрушается по причине его «не включенности» в ее жизнь). Профессиональная деятельность также не успешна (в сравнении с возможностями карьерного роста), в связи с неумением налаживать межличностные контакты, возможно – выраженными нонконформистскими (асоциальными) тенденциями в поведении. С такой же точки зрения рассматривались и другие личностные особенности.

  В исследовании, анализировались в основном показатели значений, которые: имели наибольшие показатели в совместном распределении частот;

 Также, были рассмотрены частоты с точки зрения повторяемости признака у представителей обоих полов в различных поколениях с целью выявления закономерностей наследование / изменчивости различных личностных типов. Поскольку в исследовании для обозначения выраженности признака использовались ранги (выделенные по критерию социальной адаптации), а также в связи с тем, что в данном случае невозможно проверить нормальность распределения признака в выборке, для осуществления корреляционного анализа был выбран коэффициент корреляции. В данном случае целью корреляционного анализа было выявление наличия (отсутствия) и направленности значимых корреляций между личностными чертами последнего поколения (т. е. обследованных непосредственно) и их родственников по прямой линии (членов рода).

  Таким образом, выявляемые корреляционные связи показывают, что наследование психических черт происходит, вероятно, не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими чертами. Кроме того, передача черт из поколения в поколение осуществляется во взаимосвязи с полом, что, несомненно, должно учитываться при формулировании возможных механизмов и движущих причин именно такой схемы наследования.

  При анализе числовых результатов по отдельным признакам было выявлено, что различные типы личности имеют разные особенности наследования. Часть из них в подавляющем числе случаев передается от прародителей того же пола чаще по линии родителя противоположного пола, как было указано выше. К таковым относятся: у мужчин – психопатичность, депрессивность, у женщин – истероидность, депрессивность, неврастеничность, психопатичность. Остальные типы личности имели достаточно высокую степень повторяемости в каждом поколении среди представителей одного пола.

  Также в ходе исследования была выявлена тенденция к повторению семейных отношений из поколения в поколение как для женского, так и для мужского пола (например, рождение детей вне брака, трудности во вступлении в брак, выраженное доминантное положение женщины или мужчины в семье, другие особенности межличностных отношений в семье). При этом характер внутрисемейных отношений и личностные типы родителей очевидно взаимосвязаны с личностными типами и особенностями межличностных отношений у детей. Так, например, при истероидных особенностях характера ребенка в семье наблюдались выраженные черты несоответствия реальных негативных, эгоцентрических эмоциональных отношений в кругу семьи и демонстративной декларацией взаимной заботы в отношениях друг к другу для внешнего окружения; при шизоидных особенностях характера ребенка в семье наблюдались выраженные черты эмоциональной отстраненности, отчужденности родителей от ребенка, отсутствия взаимопонимания и близких отношений с матерью, в том числе в раннем детстве; при тревожных особенностях характера ребенка в семье наблюдались: тревожно-мнительное, недоверчивое отношение к окружающим, крайне низкая самооценка и неуверенность в себе родителей. Отношения в семье могли характеризоваться агрессивностью, конфликтностью.

  Отдельно проведя анализ тех случаев, где не наблюдались повторения у детей личностного типа и стиля межличностных отношений их родителей и прародителей (анализ проводился не только для первого, но и для второго, а иногда и третьего поколения), мы обнаружили, что в этой группе большинство детей приобретали «противоположные» личностные черты и особенности отношений. Так, например, было обнаружено повторение типов личности через поколение. Истероидность, психопатичность в одном поколении сменялась на депрессивные и неврастенические черты в другом. Как нетрудно заметить, первые два типа личности характеризуются при сильной выраженности доминантностью и эгоцентричностью, а вторые – напротив, социоцентрированностью, зависимостью. Таким образом, нами была выявлена достаточно устойчивая тенденция к чередованию данных типов личности через поколение. Также чередоваться могут некоторые особенности внутрисемейных отношений, пример: гиперопека детей и гипоопека. Однако необходимо отметить, что данные особенности характерны прежде всего для семей с негативным психоэмоциональным климатом, а также для неполных семей.                                                                                                                                          

                                                                                               Выводы

  При рассмотрении родовых анамнезов той части выборки, которая состояла из обратившихся за психотерапевтической помощью, нами было обнаружено, что возникновению у них в настоящее время психического, психосома тического, медикосоциального заболевания, социальной дезадаптации, предшествовало нарастание выраженности соответствующих личностных качеств и их проявлений в родовой истории, от поколения к поколению. Например, при алкоголизме у мужчин в их родовом анамнезе прослеживалась склонность предков мужского пола к зависимому стилю межличностных отношений; у одиноких женщин, пришедших в связи с проблемой построения отношений с противоположным полом и создания семьи, в роду наблюдалась тенденция к ранним разводам или рождению детей вне брака. В родовых анамнезах добровольно обследовавших, напротив, могли обнаружиться предки с выраженными признаками психических, психосоматических, медикосоциальных заболеваний, признаки которых имели тенденции к уменьшению из поколения в поколение. В некоторых родовых анамнезах наблюдались попеременно тенденции к росту и снижению степени социальной и личностной дезадаптации. Следовательно, наследование психических особенностей и личностных качеств являет собой динамический процесс, направление которого может меняться от поколения к поколению, приобретая более деструктивный или конструктивный характер. Данная динамика, по нашему мнению, может быть объяснена взаимодействием таких трех факторов в формировании личностных свойств, как: наследственная предрасположенность, влияние окружающей социальной среды и индивидуальная субъективная активность человека. Последний фактор определяется базисными экзистенциональными основами жизнедеятельности личности: смыслообразующим целеполаганием, ценностными ориентациями, индивидуальной картиной мира, принятием на себя ответственности за формирование жизни.

   Обобщая данные выводов, полученных в результате исследования повторяемости и изменчивости различных типов личности в родовых анамнезах, можно отметить наличие стойкой тенденции в наследовании характерологических черт и личностных особенностей в связи с полом и с преобладанием влияния прародителей идентичного пола по линии родителей противоположного пола. Данная тенденция повторяемости в разной степени обнаружена во всех родовых анамнезах и характерна для всех типов личностных особенностей.

  Из полученных данных следует, что механизм наследственного формирования личности ребенка реализуется не в системе взаимоотношений «родитель – ребенок», которая более соответствует средовому воспитательному процессу, а в системе «родитель – родитель», являющейся основой средового влияния. Иначе говоря, основой формирования личности ребенка являются взаимоотношения родителей, обусловленные, в свою очередь, взаимоотношениями прародителей в их нуклеарных семьях. В самом начале жизненного пути человек идентифицирует себя по половому признаку, определяя тем самым основные параметры программы своей дальнейшей жизнедеятельности как мужчины или женщины. Таким образом, родителя своего пола ребенок подсознательно воспринимает как наследственный образец, соответствующий его жизненной программе. Отношение к наследуемому образцу определяется внешним фактором средового влияния, а именно всей совокупностью родительских взаимоотношений. Так, если отношения между родителями характеризуются как конструктивно положительные, поддерживающие и эмоционально теплые, то тем самым родитель противоположного пола, будучи наиболее референтным лицом, задает наследственную программу положительного копирования и подражания родителю идентичного пола. В том же случае, если родительские отношения характеризуются как враждебно-негативные, отрицающие ценностные ориентации друг друга, закладывается программа неприятия стереотипов поведения и проявления личностных свойств родителя своего пола. Как правило, наследственная программа неприятия способствует формированию аутоагрессивных, патологических черт личности. По данному механизму наследуются психические свойства, определяемые стереотипами отношений, а также способы коммуникации и взаимодействия с социальным окружением.

                                                                                               Заключение

  Данный механизм наследованного формирования воспроизводится в каждом поколении. Так, например, мать является для сына референтным лицом, формирующим наследственную программу, которую, в свое время она приняла от своего отца. Так, сын наследует психические свойства и качества личности от деда со стороны матери, а дочь наследует свойства бабушки со стороны отца. Данный механизм наследственного формирования психических свойств и особенностей личности лежит в основе преемственности основных программных параметров всей жизнедеятельности человека. Развертывание и реализация жизненной программы, который соответствует ее программному стилю организации взаимоотношений. Ее взаимоотношения с отцом ребенка являются основой формирования наследственной программы для сына, которая в будущем определит его выбор своей супруги. Выбранная сыном женщина по своему психическому складу во многом будет идентична его матери, что может порой приводить к характерным отношениям свекрови и невестки. Аналогичная схема определяет механизм наследования личностных свойств у дочери.

  Посредством психологических установок, специфического комплекса мотиваций и системы отношений, унаследованных от предыдущих поколений. Поскольку наследственное формирование преемственно воспроизводит основные параметры психических свойств предыдущих поколений, создаются предпосылки более точного научного прогнозирования реализации той или иной жизненной программы. Такое прогнозирование является крайне важным для ранней диагностики и психотерапевтического лечения различных форм психопатологии.

                                                                                         Каков же механизм?

 Механизм формирования психологической наследственности, длящийся в пределах первых двадцати лет жизни человека, представляет собой сложную структуру социально-психологического взаимодействия представителей различных поколений. Данные исследований и опыт психотерапевтической практики показывают, что основное формирующее воздействие ребенок воспринимает от родителя противоположного пола, который программирует наследование черт характера, образа жизни и, в конечном счете, судьбы. Родителя своего пола ребенок подсознательно воспринимает как образец подражания, соответствующий его жизненной программе. Из этого следует, что механизм формирования личности ребенка реализуется не столько в системе взаимоотношений «родитель-ребенок», сколько в системе «родитель-родитель». Иначе говоря, основой формирования личности ребенка являются взаимоотношения родителей, обусловленные, в свою очередь взаимоотношениями их прародителей в их родительских семьях. Поданному механизму наследуются ценностные ориентации, стереотипы отношений, способы коммуникации и взаимодействия с социальным окружением.

  Известно, что в самом начале жизненного пути человек осознает себя по половому признаку, определяя тем самым основные параметры программы своей дальнейшей жизнедеятельности как мужчины или женщины. Таким образом, родителя своего пола ребенок подсознательно воспринимает как наследственный образец, соответствующий его жизненной программе.   Отношение к наследуемому образцу определяется всей совокупностью родительских взаимоотношений. Так, если отношения между родителями характеризуются, как конструктивно положительные, поддерживающие и эмоционально теплые, то тем самым, родитель противоположного пола задает наследственную программу положительного копирования и подражания родителю идентичного пола. В том же случае, если родительские отношения характеризуются как враждебно - негативные, отрицающие ценностные ориентации друг друга, закладывается программа неприятия стереотипов поведения и проявления личностных свойств родителя своего пола. Как правило, наследственная программа неприятия способствует формированию аутоагрессивных, патологических свойств психики ребенка.

  Из данного механизма следует, что основные параметры психических свойств и качеств личности наследуются через поколение: от прародителя своего пола по линии родителя противоположного пола. Так, сын наследует психические свойства и качества личности от деда со стороны матери, а дочь наследует свойства бабушки со стороны отца. То есть, мать является для сына лицом, формирующим наследственную программу, которую, в свое время, она приняла от своего отца. Воспринятая ею наследственная программа определила ее выбор супруга, который соответствует ее программному стилю организации взаимоотношений. Ее взаимоотношения с отцом ребенка являются основой формирования наследственной программы для сына, которая в будущем во многом определит его выбор своей супруги. Выбранная сыном женщина по своему психическому складу во многом будет идентична его матери, что зачастую приводит к характерным отношениям свекрови и невестки. Аналогичная схема определяет механизм наследования личностных свойств у дочери.

  Во все времена люди старались сохранить память о жизни своих предков, поскольку прошлое определяет наше настоящее и формирует будущее. Странные и нежелательные проявления в поведении ребенка могут быть исправлены при своевременном выяснении их причин, в которых не последнее место занимает наследственность. Наследственность, это дар прошлого, которое, человек не может изменить, но осознавая то, что это прошлое является подсознательной основой его жизненного опыта, он может влиять на свое будущее. В нашем центре, на основе проведенных исследований, разработан новый метод психотерапевтического лечения, позволяющий достаточно эффективно корректировать влияние наследственных факторов.  Анализ сведений о жизни предыдущих поколений дает специалистам возможность более точного научного прогнозирования реализации жизненной программы. Такое прогнозирование является крайне важным для ранней диагностики и лечебной коррекции различных форм психических расстройств.                                                                                                          

  Психотерапия доказывает, что, серьезный стресс может вызывать повреждения в ДНК. Но, также, может восстановить нормальную работу генов. До этого исследования других ученых показывали, что длительный травматический стресс повышает риск возникновения рака за счет увеличения повреждения ДНК и, нарушения системы репарации (починки) генов. Психотерапия ускоряет починку поврежденных генов. Факты доказывают: если человек начинал получать психотерапевтическую помощь, то у него не только существенно уменьшались и исчезали симптомы стресса, но и снижалось число разрушенных участков ДНК! Эта научная работа показала, что душевная помощь и поддержка способна лечить организм человека на молекулярном уровне. Дальнейшее изучение влияния духовных практик на механизмы старения и смерти позволило выстроить научные гипотезы о происходящих при этом процессах. Для этого нужно вспомнить о теломерах – особых «защитных колпачках» на концах хромосом, которые защищают генетический код от потери информации при копировании. Все бы хорошо, но эти стражи нашей наследственности укорачиваются с каждым делением клетки, приближая нашу неизбежную гибель. Понятно, что ученые захотели узнать, можно ли как-то повлиять на этот процесс, чтобы продлить человеческую жизнь, и в 2009 году за открытие фермента теломер, которые защищают и восстанавливают теломеры, Элизабет Блэкберн получила Нобелевскую премию, а некоторые журналисты посчитали ее исследование первым шагом к неограниченному долголетию человека.

  Спустя некоторое время психиатр из Калифорнии Элисса Эпел обнаружила, что у женщин, переживавших тяжелый хронический стресс, теломеры укорачивались, а уровень (фермента, который их восстанавливает) был очень низким. То есть, молекулярные исследования НИЦП доказали, что люди, переживающие сильный стресс, быстрее стареют и, соответственно, могут умереть раньше времени. Когда это исследование было опубликовано в официальном журнале Национальной академии наук США, многие ученые не могли поверить, что черные мысли, тяжелые переживания и депрессия могут влиять на молекулы ДНК. Однако дальнейшие исследования не только подтвердили выводы Элисс Эпел, но и показали, что укорачивание теломер провоцирует развитие таких «возрастных» заболеваний, как артрит, диабет, ожирение, стенокардия, болезнь Альцгеймера и инсульт.

  Естественно, возник вопрос: как же можно защитить наши теломеры и продлить человеческую жизнь, которая не обходится без больших и малых стрессов. Нами Было обнаружено, что такие факторы как физические упражнения, здоровое питание и социальная поддержка препятствуют укорочению теломер. Но самым удивительным оказалось то, замедлить повреждение "защитных колпачков" можно с помощью медитации!! Недаром йоги практикуют этот метод уже не одно тысячелетие и добиваются поразительных результатов в плане сознательного влияния на процессы в организме.

  Например, одно из исследований, проведенное в НИЦП показало, что у участников трехмесячного цикла медитации, уровень теломеразы был на треть выше, чем у людей, только ожидающих. В другом исследовании принимали участие люди, ухаживающие за тяжелыми больными, что является причиной серьезного стресса, который, как мы отмечали выше, может повреждать ДНК.   Эти люди в течение двух месяцев уделяли 12 минут в день медитацией, во время произносились специальные мантры. В результате активность их теломеразы стала гораздо выше, чем у группы, которая, просто слушала расслабляющую музыку.

  Во время медитации у людей возникает возможность отвлечься от житейских проблем и тяжелых мыслей, и самое главное - понять, что наша жизнь обладает абсолютной ценностью, а мы можем только портить ее своими переживаниями, или находить в ней источники радости. Как это влияет на теломеры и ДНК, ученые пока не знают – но на самом деле это не так важно, как то, что это работает и может сделать жизнь людей более счастливой и долгой!

  Кстати: длина теломеров – это показатель вашего здоровья и прогноз длительности вашей жизни. Но, к счастью - это не приговор. С одной стороны, мы знаем, что надо придерживаться Здорового образа Жизни и, не думать, что «авось пронесет» или «меня это не касается». Так вот, результаты нового исследования НИЦП показали, что добровольцы, которым сообщили длину теломеров, в течение последующего года вели более здоровый образ жизни, чем участники контрольной группы, оставшиеся в неведении.   Восстановление ДНК: хранитель нашего генетического кода.

Мутации могут возникать, когда ДНК копируется или подвергается воздействию вредных факторов, таких как слишком много солнечного света.  Вот как наши клетки справляются с этими ошибками.: Прямое исправление: Некоторые ошибки небольшие, как крошечные дорожные трещины. Устранение несоответствия: После копирования ДНК клетки перепроверяют свою работу. Если они обнаруживают несоответствие, они исправляют его, гарантируя, что новая ДНК соответствует исходной. 

                                                                    Причины старения: природа или воспитание?

 Сложности старения затрудняют точное определение того, почему один человек хорошо стареет, в то время как другой выглядит и ведет себя старше своих лет. Передаются ли хорошее здоровье и сила духа так же, как голубые глаза и светлые волосы? Или это продукт окружающей среды, включая пищу, которую вы едите, подвергались ли вы воздействию вредных химических веществ или инфекционных заболеваний и как часто вы тренируетесь? И то, и другое, безусловно, играет определенную роль, но мы пока не знаем, что оказывает более сильное влияние.

   Гены являются мощными предикторами здоровья и долголетия, а также болезней и смерти, но это только часть истории. Если ваши родители, бабушки и дедушки дожили до девяноста лет, скорее всего, вы тоже доживете - но не в том случае, если будете злоупотреблять своим телом на этом пути. (Однако ученые говорят, что все генетические ставки отменяются, когда вы доживаете до 80 лет. После этого семейная история мало влияет на продолжительность жизни.)

  И если ваш отец умер молодым от сердечного приступа или у вашей матери был рак молочной железы, вы можете быть генетически предрасположены к этим заболеваниям. Мы считаем в рамках проекта, "Геном человека" постоянно открывают новые генетические детерминанты хронических и смертельных заболеваний.  Хотя гены частично определяют, у кого разовьются хронические заболевания, ускоряющие процесс старения, такие как рак и болезни сердца, нет сомнений в том, что здоровый образ жизни - это ваше оружие против доставшихся вам генов или ваш козырь в рукаве, если у вас хорошие гены.

  Мужчина, отец и братья которого умерли от болезни сердца в возрасте сорока-пятидесяти лет, вполне может избежать той же участи, регулярно занимаясь спортом и контролируя уровень холестерина в крови и массу тела. С другой стороны, мужчина без генетической предрасположенности к сердечным заболеваниям, безусловно, может создать проблемы с сердцем, употребляя пищу с высоким содержанием жиров, закупоривающую артерии и ведя полностью сидячий образ жизни.

  Здоровый образ жизни задерживает многие изменения в организме, которые вызывает старение. И никогда не поздно начать путь к улучшению здоровья. Полноценное питание имеет большое значение для обеспечения хорошего самочувствия. Например, получение достаточного количества кальция и витамина D в любом возрасте замедлит начало и прогрессирование остеопороза, заболевания костей, которое вызывает боль, переломы, госпитализацию и даже смерть у пожилых людей. Итак, какие изменения претерпевают ваши клетки, ткани и системы организма с возрастом.      

                                                                     Биология старения: как стареют клетки?

  Клетки, самая основная единица организма, находятся в центре любой дискуссии о старении. У вас есть триллионы клеток, и они организованы в различные ткани, из которых состоят органы, такие как   ваш мозг, сердце и кожа.

  Некоторые клетки, например, те, которые выстилают желудочно-кишечный тракт, непрерывно размножаются; другие, такие как клетки на внутренней стороне артерий, находятся в состоянии покоя, но способны размножаться в ответ на повреждение. Третьи, включая клетки сердца, нервов и мышц, не могут размножаться. Некоторые из этих не воспроизводящихся клеток имеют короткий срок службы и должны постоянно заменяться другими клетками в организме. (Примерами являются красные и белые клетки крови.)

  Другие клетки, такие как сердце и нервные клетки, живут годами или даже десятилетиями. Со временем гибель клеток опережает их производство, оставляя нас с меньшим количеством клеток. В результате мы менее способны восстанавливать изношенные части организма, и наша иммунная система находится под угрозой. Мы становимся более восприимчивыми к инфекциям и менее опытными в поиске и уничтожении мутантных клеток, которые могут вызывать раковые опухоли. Фактически, многие пожилые люди становятся жертвами заболеваний, которым они могли бы противостоять в молодости.

  Хотя гибель клеток является основой для понимания процесса старения, это не единственный фактор. Процесс старения невероятно сложен, и часто бывает трудно отличить изменения, происходящие с течением времени, от тех, которые сопровождаются обычными заболеваниями, включая высокое кровяное давление и болезни сердца.

  Старение - это неизбежное снижение сопротивляемости организма, что в конечном итоге приводит к истощению сил, как умственных, так и физических. Некоторые возрастные изменения затрагивают всех нас. Например, ухудшение зрения, требующее использования очков для чтения, считается нормальным, прежде всего потому, что оно затрагивает всех, кто живет достаточно долго.

  С другой стороны, катаракту, представляющую собой образования на хрусталике глаза, которые ухудшают зрение, можно предотвратить, и она не считается частью процесса старения, несмотря на ее распространенность у пожилых людей. Что еще больше усложняет дело, органы стареют с разной скоростью. Вот почему 50-летний человек может слышать так же хорошо, как кто-то на двадцать лет моложе его, но может страдать артритом или высоким кровяным давлением.

  Существует множество теорий о первопричине старения. Некоторые утверждают, что старение заранее запрограммировано в наших клетках, в то время как другие утверждают, что старение в первую очередь является результатом повреждения наших клеток окружающей средой. Хотя ни одна из теорий не может полностью объяснить процесс, они помогают нам лучше понять, как мы стареем. На следующей странице мы рассмотрим самые популярные теории старения.

                                                             Теории старения: гены против Образ жизни

                                           

 
 ©  2005 -2025
                                                                                                                                                                   ▲наверх Яндекс.Метрика