|
ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Христианская
психотерапия — это направление, которое работает с поведенческими и эмоциональными
проблемами человека, опираясь, в частности, на учение о Боге и религиозные
заповеди.
Христианство
делят на три большие конфессии: протестантизм, католицизм и православие. В этой
статье мы будем говорить в основном о психологии, основанной на православном
вероисповедании. Потребность в христианской психологии как в учебной дисциплине
чувствуется в обществе. Люди получили возможность говорить свободнее, в том
числе, о религии.
Христианская психология зародилась в стенах МГУ имени Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов и сам одобрил бы такую инициативу, ведь
он полагал, что «наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга».
Единого мнения о совместимости религии и психологии всё ещё нет. Но я постараюсь
разобраться, кому христианская психология подходит, какие методы она использует
и на какие мировоззрения опирается.
Христианская психология основывается
на библейском и святоотеческом учении о людях. Это значит, что человек
воспринимается как образ и подобие Божие в единстве тела, души и духа.
«В православной
картине мира душа — это частично синоним личности. То есть наши мысли
и убеждения формируют душу. А дух — часть человеческой природы, которая
связывает нас с Небом и состоит из людской совести, желания общаться с Богом,
попыток приблизиться к святости и спасению души». Если обычные подходы опираются
на биопсихосоциальную модель, то религиозное направление рассматривает человека
через биопсихосоциодуховную. Из такой базы формируются три основные отличия
христианской психологии от светской.
Во-первых,
религиозная психология работает с учением о душе (её происхождении, сущности,
смысле, цели существования). И в том числе изучает, как душа проявляется
в физиологии, мыслях, чувствах и поведении. Интересно, что само слово
«психология» переводится с греческого как учение именно о душе. И в общем смысле
«психика» означает внутренний духовный мир человека — например, его потребности,
установки, переживания и цели. Но со временем классические подходы исключили
религиозное понятие души из области изучения. Из позиции, где
существование души принимается за факт, формируется иное понимание человеческой
природы. Например, в христианской психологии иначе прорабатывается страх
одиночества и смерти.
Потеря жизни
в разрезе религии, это не конец, а переход души в иное
состояние, освобождение от земных радостей и мучений. Встречаясь с Богом,
человек исцеляется от грехов, обретает покой. Нужно ли бояться подобного исхода?
Едва ли. Но, чтобы человек смог это понять, в нём должен победить его
собственный Дух.
Второе
отличие христианской психотерапии: она основывается на идее, что в ментальных
проблемах зачастую есть духовный корень. Так, депрессию в православной
психологии можно рассматривать как итог раненой гордыни или тщеславия (например,
когда мы несчастливы потому, что не всё в этой жизни происходит по-нашему).
«Чтобы помочь
человеку, христианский специалист использует не только психологические практики
и методы, но и религиозные ресурсы, (например, метафоры и притчи из Евангелия).
Это важно для формирования ценностей и приближения к Богу, которое дарует
исцеление».
И третье — христианская психология существенно отличается от классических
подходов тем, что признаёт наличие мира ангелов, мира падших духов и их влияния
на людские души. Это приводит к мысли, что некоторые ответы о человеческой
природе находятся за границами бытия. То есть с точки зрения православной
терапии разрешить некоторые кризисы невозможно на уровне личности, с которым
и работают в светских подходах.
Например, Иван
обращается в терапию, чтобы разобраться с вопросом своей реализации. Парень
вроде понимает, что у него есть таланты, люди готовы к нему прислушиваться,
но при этом ему жутко страшно делать шаги в сторону самоактуализации. Возможно,
в глубине души он не верит в свою уникальность и думает, что не имеет права
нести людям своё творчество.
Вместе
с психологом юноша латает внутренние опоры и начинает работать над самооценкой.
Ему становится проще и радостнее делиться своим талантом с другими, но глубинная
тревога о собственной незначительности всё равно иногда даёт о себе знать.
Светская
терапия поможет ему изменить убеждения в себе и начать действовать, но,
к сожалению, не избавит от внутреннего уныния и ощущения, будто все его старания
бессмысленны.
И тогда парень
может попробовать найти ответы в чём-то большем, чем в собственном сознании.
Например, в признании Божьего замысла, в котором каждый человек априори способен
стать лучшей версией себя и принести в мир нечто значимое. И тогда
за проработкой личностных установок и поведения Иван волен обратиться
к христианскому терапевту.
Что
значит личность в христианской психологии
Человек
в христианской психологии раскрывается через отношения с собой, с другими
и с Богом. Целостность личности определяется тем, насколько хорошо
мы справляемся в каждой из этих сфер. «По факту
в христианской терапии используется одна теория личности для всех (потому что
каждый из нас — подобие Божие). В строго академической психологии концепций
в разы больше».
В христианской
психологии личность состоит из четырёх уровней, которые определяют глубинные
приоритеты.
Уровень
первый: эгоцентрический. Он характеризуется стремлением лишь к собственному
комфорту, выгоде и успеху.
Уровень
второй: группоцентрический. На этой ступеньке человек ощущает себя частью
какой-либо группы (семьи, нации, народа или класса), делит людей на «своих»
и «чужих» и признаёт важность только членов определённой группы.
Уровень
третий: просоциальный, или гуманистический. Достижение этого уровня означает,
что человек считает всех людей самоценными и равными в отношении прав, свобод
и обязанностей.
Уровень
четвёртый: духовный. Человек осознаёт важность диалога с Богом, воспринимает
себя и окружающих как особых существ, жизнь которых не завершается с утратой
земной оболочки.
В рамках
христианства на духовном уровне человек воспринимает себя и всех людей как образ
и подобие Божие. Для православных людей любой из нас — венец творения Господа.
Это делает окружающих ещё ценнее, и желание действовать во имя общего блага
крепнет.
Кстати,
христианские психотерапевты работают не только с православными людьми. Вообще
в логике православия тотально неверующих людей нет. Есть только те, кто истину
и веру пока не осознал. Такие люди продлевают свои страдания и заслуживают
сочувствия — вот идея христианства. Им нужна помощь и принятие: едва ли атеист
обратится к религиозному психологу, но двери для такого человека всегда открыты.
Ещё среди
потенциальных клиентов христианского терапевта вполне могут оказаться те, кто
пока не определился с религией и столкнулся с личностным кризисом.
«Зачастую люди
приходят и к терапии, и к вере именно через сложные жизненные испытания.
И задача христианского психолога — показать красоту жизни как творения Бога,
помочь сформировать новые ценностные ориентиры и обрести смысл расти,
развиваться и жить дальше».
Христианский
психолог помогает человеку не только стать более зрелым психологически,
но и нарастить духовную силу. И делает он это словом, диалогом, просвещением,
в частности объясняя философию православия.
«В духовной
работе с клиентом нет каких-то особых методов. Просто специалист в ходе общения
рассказывает о заповедях, пороках; мягко направляет на поиск духовника.
И подсвечивает параллели между религиозным контекстом и материальной жизнью».
Это значит,
что психологический феномен зачастую имеет конкретную греховную составляющую.
Например, аддикция — это болезнь души, тела и духа. Когда мы лечим только
психику и тело зависимого, эффекта будет мало (в понимании христианской
психологии). Потому что истинная причина этого недуга зачастую лежит в пороке:
-
гордыни («Я пью в любой
момент, потому что имею на это право»);
-
своеволии («Сегодня был
трудный вторник, грех не выпить»);
-
маловерии («Всё
бессмысленно, значит, быть счастливым на трезвую голову невозможно»);
-
гневливости («Меня так
сегодня достала жена, надо срочно подлечить нервы»).
Чтобы
отказаться от зависимости, любитель выпить может заняться здоровьем
(позаботиться о теле), прервать общение с пьющей компанией и найти группу
анонимных алкоголиков (поддержать психику или душу), поработать с религиозным
психологом (укрепить дух).
И если цель
кажется слишком масштабной, а своих сил и поддержки вокруг не хватает, то можно
обратиться к христианскому психологу, который также может посоветовать посетить
семейный клуб трезвости.
В целом
христианский психолог работает через призму религиозных убеждений,
которые помогают не терять смысл жизни в сложных обстоятельствах, сохранять
надежду и выдерживать страдания.
«Многие люди
приходят к вере именно из чувства скорби, боли и разочарования в жизни. Человек
сталкивается с кризисом только тогда, когда теряет смысл своего существования,
а православие, на мой взгляд, зачастую этот смысл возвращает, используя
проверенные терапевтические стратегии».
Например,
в ситуации депрессии психолог будет действовать так:
-
отправит человека
к психиатру, чтобы разобраться с диагнозом и подобрать медикаментозное
лечение;
-
потом постарается облегчить
состояние клиента с помощью методов классической психологии;
-
в процессе исследует,
есть ли у депрессии духовный корень (вдруг это итог уязвлённой гордыни,
тщеславия или уныния).
Если источник
тяжёлого состояния нащупывается в религиозном контексте, то терапевт будет
работать с диагнозом не только через психологические методы, но и через
христианские источники. А также, скорее всего, посоветует обратиться
к священнику за дополнительной помощью.
Важно: представители христианского подхода не всегда работают с запросами,
которые противоречат религиозным убеждениям.
«Нужно понимать,
что верующему психологу будет сложно найти взаимопонимание с клиентом, если
у того жизненные установки совершенно не совместимы с базовым христианским
мировоззрением. Например, могут возникнуть трудности взаимопонимания при работе
с переживанием развода».
В православии
смысл брака в том, чтобы партнёры научились безусловной любви и продолжали расти
духовно вместе через взаимопомощь, уважение и заботу. Поэтому, чтобы
не разрушать семью без видимых для церкви причин, для начала психолог попробует
исследовать, что сподвигло человека к решению расторгнуть брачный союз — злые
соблазны или веские причины (измена или насилие в отношениях).
Важно знать,
что всегда есть опасность нарваться на «специалиста», который лишь выдаёт себя
за христианского психолога, а на самом деле далёк от православной веры.
Христианская
психология — развивающееся направление в науке и терапии. Как и любой метод,
этот подход вряд ли подойдёт всем. Но если вы чувствуете потребность поговорить
о своём внутреннем состоянии в новом, например, духовном контексте, то помните,
что такая возможность есть.
|