Главная

                О себе

             Кто ты, человек? 

            Наследственность

 Христианская психотерапия

             Манипуляция

 

                                                             ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

  Христианская психотерапия — это направление, которое работает с поведенческими и эмоциональными проблемами человека, опираясь, в частности, на учение о Боге и религиозные заповеди.

 Христианство делят на три большие конфессии: протестантизм, католицизм и православие. В этой статье мы будем говорить в основном о психологии, основанной на православном вероисповедании. Потребность в христианской психологии как в учебной дисциплине чувствуется в обществе. Люди получили возможность говорить свободнее, в том числе, о религии.

  Христианская психология зародилась в стенах МГУ имени Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов и сам одобрил бы такую инициативу, ведь он полагал, что «наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга». Единого мнения о совместимости религии и психологии всё ещё нет. Но я постараюсь разобраться, кому христианская психология подходит, какие методы она использует и на какие мировоззрения опирается.

  Христианская психология основывается на библейском и святоотеческом учении о людях. Это значит, что человек воспринимается как образ и подобие Божие в единстве тела, души и духа.

  «В православной картине мира душа — это частично синоним личности. То есть наши мысли и убеждения формируют душу. А дух — часть человеческой природы, которая связывает нас с Небом и состоит из людской совести, желания общаться с Богом, попыток приблизиться к святости и спасению души». Если обычные подходы опираются на биопсихосоциальную модель, то религиозное направление рассматривает человека через биопсихосоциодуховную. Из такой базы формируются три основные отличия христианской психологии от светской.

  Во-первых, религиозная психология работает с учением о душе (её происхождении, сущности, смысле, цели существования). И в том числе изучает, как душа проявляется в физиологии, мыслях, чувствах и поведении. Интересно, что само слово «психология» переводится с греческого как учение именно о душе. И в общем смысле «психика» означает внутренний духовный мир человека — например, его потребности, установки, переживания и цели. Но со временем классические подходы исключили религиозное понятие души из области изучения. Из позиции, где существование души принимается за факт, формируется иное понимание человеческой природы. Например, в христианской психологии иначе прорабатывается страх одиночества и смерти.

 Потеря жизни в разрезе религии, это не конец, а переход души в иное состояние, освобождение от земных радостей и мучений. Встречаясь с Богом, человек исцеляется от грехов, обретает покой. Нужно ли бояться подобного исхода? Едва ли. Но, чтобы человек смог это понять, в нём должен победить его собственный Дух.

  Второе отличие христианской психотерапии: она основывается на идее, что в ментальных проблемах зачастую есть духовный корень. Так, депрессию в православной психологии можно рассматривать как итог раненой гордыни или тщеславия (например, когда мы несчастливы потому, что не всё в этой жизни происходит по-нашему).

«Чтобы помочь человеку, христианский специалист использует не только психологические практики и методы, но и религиозные ресурсы, (например, метафоры и притчи из Евангелия). Это важно для формирования ценностей и приближения к Богу, которое дарует исцеление».

  И третье — христианская психология существенно отличается от классических подходов тем, что признаёт наличие мира ангелов, мира падших духов и их влияния на людские души. Это приводит к мысли, что некоторые ответы о человеческой природе находятся за границами бытия. То есть с точки зрения православной терапии разрешить некоторые кризисы невозможно на уровне личности, с которым и работают в светских подходах.

  Например, Иван обращается в терапию, чтобы разобраться с вопросом своей реализации. Парень вроде понимает, что у него есть таланты, люди готовы к нему прислушиваться, но при этом ему жутко страшно делать шаги в сторону самоактуализации. Возможно, в глубине души он не верит в свою уникальность и думает, что не имеет права нести людям своё творчество.

  Вместе с психологом юноша латает внутренние опоры и начинает работать над самооценкой. Ему становится проще и радостнее делиться своим талантом с другими, но глубинная тревога о собственной незначительности всё равно иногда даёт о себе знать.

  Светская терапия поможет ему изменить убеждения в себе и начать действовать, но, к сожалению, не избавит от внутреннего уныния и ощущения, будто все его старания бессмысленны.

  И тогда парень может попробовать найти ответы в чём-то большем, чем в собственном сознании. Например, в признании Божьего замысла, в котором каждый человек априори способен стать лучшей версией себя и принести в мир нечто значимое. И тогда за проработкой личностных установок и поведения Иван волен обратиться к христианскому терапевту.

 

        Что значит личность в христианской психологии

  Человек в христианской психологии раскрывается через отношения с собой, с другими и с Богом. Целостность личности определяется тем, насколько хорошо мы справляемся в каждой из этих сфер. «По факту в христианской терапии используется одна теория личности для всех (потому что каждый из нас — подобие Божие). В строго академической психологии концепций в разы больше».

  В христианской психологии личность состоит из четырёх уровней, которые определяют глубинные приоритеты.

  Уровень первый: эгоцентрический. Он характеризуется стремлением лишь к собственному комфорту, выгоде и успеху.

  Уровень второй: группоцентрический. На этой ступеньке человек ощущает себя частью какой-либо группы (семьи, нации, народа или класса), делит людей на «своих» и «чужих» и признаёт важность только членов определённой группы.

  Уровень третий: просоциальный, или гуманистический. Достижение этого уровня означает, что человек считает всех людей самоценными и равными в отношении прав, свобод и обязанностей.

  Уровень четвёртый: духовный. Человек осознаёт важность диалога с Богом, воспринимает себя и окружающих как особых существ, жизнь которых не завершается с утратой земной оболочки.

  В рамках христианства на духовном уровне человек воспринимает себя и всех людей как образ и подобие Божие. Для православных людей любой из нас — венец творения Господа. Это делает окружающих ещё ценнее, и желание действовать во имя общего блага крепнет.

  Кстати, христианские психотерапевты работают не только с православными людьми. Вообще в логике православия тотально неверующих людей нет. Есть только те, кто истину и веру пока не осознал. Такие люди продлевают свои страдания и заслуживают сочувствия — вот идея христианства. Им нужна помощь и принятие: едва ли атеист обратится к религиозному психологу, но двери для такого человека всегда открыты.

  Ещё среди потенциальных клиентов христианского терапевта вполне могут оказаться те, кто пока не определился с религией и столкнулся с личностным кризисом.

«Зачастую люди приходят и к терапии, и к вере именно через сложные жизненные испытания. И задача христианского психолога — показать красоту жизни как творения Бога, помочь сформировать новые ценностные ориентиры и обрести смысл расти, развиваться и жить дальше».

 Христианский психолог помогает человеку не только стать более зрелым психологически, но и нарастить духовную силу. И делает он это словом, диалогом, просвещением, в частности объясняя философию православия.

«В духовной работе с клиентом нет каких-то особых методов. Просто специалист в ходе общения рассказывает о заповедях, пороках; мягко направляет на поиск духовника. И подсвечивает параллели между религиозным контекстом и материальной жизнью».

  Это значит, что психологический феномен зачастую имеет конкретную греховную составляющую. Например, аддикция — это болезнь души, тела и духа. Когда мы лечим только психику и тело зависимого, эффекта будет мало (в понимании христианской психологии). Потому что истинная причина этого недуга зачастую лежит в пороке:

  • гордыни («Я пью в любой момент, потому что имею на это право»);
  • своеволии («Сегодня был трудный вторник, грех не выпить»);
  • маловерии («Всё бессмысленно, значит, быть счастливым на трезвую голову невозможно»);
  • гневливости («Меня так сегодня достала жена, надо срочно подлечить нервы»).

 Чтобы отказаться от зависимости, любитель выпить может заняться здоровьем (позаботиться о теле), прервать общение с пьющей компанией и найти группу анонимных алкоголиков (поддержать психику или душу), поработать с религиозным психологом (укрепить дух).

  И если цель кажется слишком масштабной, а своих сил и поддержки вокруг не хватает, то можно обратиться к христианскому психологу, который также может посоветовать посетить семейный клуб трезвости.

  В целом христианский психолог работает через призму религиозных убеждений, которые помогают не терять смысл жизни в сложных обстоятельствах, сохранять надежду и выдерживать страдания.

«Многие люди приходят к вере именно из чувства скорби, боли и разочарования в жизни. Человек сталкивается с кризисом только тогда, когда теряет смысл своего существования, а православие, на мой взгляд, зачастую этот смысл возвращает, используя проверенные терапевтические стратегии».

Например, в ситуации депрессии психолог будет действовать так:

  • отправит человека к психиатру, чтобы разобраться с диагнозом и подобрать медикаментозное лечение;
  • потом постарается облегчить состояние клиента с помощью методов классической психологии;
  • в процессе исследует, есть ли у депрессии духовный корень (вдруг это итог уязвлённой гордыни, тщеславия или уныния).

Если источник тяжёлого состояния нащупывается в религиозном контексте, то терапевт будет работать с диагнозом не только через психологические методы, но и через христианские источники. А также, скорее всего, посоветует обратиться к священнику за дополнительной помощью.

  Важно: представители христианского подхода не всегда работают с запросами, которые противоречат религиозным убеждениям.

«Нужно понимать, что верующему психологу будет сложно найти взаимопонимание с клиентом, если у того жизненные установки совершенно не совместимы с базовым христианским мировоззрением. Например, могут возникнуть трудности взаимопонимания при работе с переживанием развода».

  В православии смысл брака в том, чтобы партнёры научились безусловной любви и продолжали расти духовно вместе через взаимопомощь, уважение и заботу. Поэтому, чтобы не разрушать семью без видимых для церкви причин, для начала психолог попробует исследовать, что сподвигло человека к решению расторгнуть брачный союз — злые соблазны или веские причины (измена или насилие в отношениях).

  Важно знать, что всегда есть опасность нарваться на «специалиста», который лишь выдаёт себя за христианского психолога, а на самом деле далёк от православной веры.

  Христианская психология — развивающееся направление в науке и терапии. Как и любой метод, этот подход вряд ли подойдёт всем. Но если вы чувствуете потребность поговорить о своём внутреннем состоянии в новом, например, духовном контексте, то помните, что такая возможность есть.

 

 
 ©  2005 -2025
                                                                                                                                                                    ▲наверх Яндекс.Метрика