|
Аберрации оказывают огромное влияние на нашу судьбу, и
судьбу близких нам людей.
Не многие знают, что аберрации заразны как микробы, они переходят
от одного человека к другому, от родителей к ребенку, никого не щадя!
Ребенок рождается со своеобразной программой развития,
закрепленной в его генетическом коде. И это не только рост и масса тела, цвет
волос и глаз, но и основные особенности характера его личности. Но, не только
набор наследственных признаков определяет в дальнейшем поведение ребенка, а
также влияние родителей и окружающей среды!
Жизнь начинается с первых месяцев внутриутробного развития
ребенка, а первые годы его жизни оказывают на него определяющее влияние. Обычно
мы ничего не помним о годах нашего раннего развития, и лишь какие-то отрывки
приходят в наше сознание о более раннего периода. У многих людей связные
воспоминания начинаются лет с пяти – семи, а забытые годы очень важны для меня!
В это время ребенок овладевал первыми словами, учился понимать речь, ходить,
сидеть, приобретал навыки опрятности, усваивал первые принципы отношений между
людьми. А безоблачное, счастливое детство, не отягощенное никакими заботами,
оказалось очень драматичным и сложным периодом - периодом неудовлетворенных
желаний, непредсказуемых воздействий, периодом, когда родители и все окружающее
представали неконтролируемой грозной силой, перед которой младенец выглядел
совершенно беззащитным. Сам факт забывания ранних детских переживаний считается
доказательством того, что они травматичны для него, и поэтому подвергаются
устранению - вытеснению из его сознания. Действительно, при психоанализе больных
неврозами часто удается выяснить, что корни их психического расстройства
заложены в период раннего детства. Меня это интересует, прежде всего потому, что
причиной семейных конфликтов могут быть аналогичные конфликты раннего детского
возраста, и я считаю, что в раннем детстве закладывается своеобразный сценарий
дальнейшего поведения человека, называя этот период периодом программирования -
"сценарное программирование". Даже в период кормления ребенка поза матери, те
слова, которые она говорит ребенку, имеют значение. В дальнейшем отношения между
матерью и ребенком становятся более сложными. Будет мать восхищаться ребенком
или отталкивать его от себя? Будет ставить его в пример другим детям или,
наоборот, ставить других детей в пример ему? Станет ребенок "принцем" или
"изгоем", имея программу на достижение цели и успех любой ценой? Уже в раннем
детском возрасте, вырабатывается жизненная позиция.
Первый тип:
у меня все хорошо, и у тебя все хорошо. Это позиция оптимиста, который желает
работать и который реализует свои возможности в среде других людей.
Второй тип:
у меня все хорошо, а у вас все плохо. Это позиция самовлюбленного, некритичного
к себе человека, который остается заласканным ребенком на всю жизнь, делает
других людей ответственными за все свои неудачи.
Третий тип:
у меня все плохо, а у вас все хорошо. Это позиция человека, который, с одной
стороны, завидует окружающим, испытывает собственную неполноценность, с другой -
всю жизнь обречен работать не для того, чтобы заработать на хлеб или получить
удовольствие, обречен любить не потому, что он влюблен, а для того, чтобы
доказать самому себе и окружающим, что он такой же человек, как и все, что он не
так плох, как ему самому кажется.
Четвертый тип:
вы плохие и я плохой. Это наиболее неконструктивная позиция, с которой человек
приходит в мир. Он насыщен внутренними конфликтами, склонен к депрессиям, а
иногда к более серьезным психическим заболеваниям.
Я считаю, что в жизни каждого ребенка при программировании
сценария имеют значение следующие моменты: так называемый сценарный толчок, как
то, или иное замечание матери или отца как бы предопределяет его дальнейшее
развитие. Например, если один из родителей в порыве гнева кричит ребенку:
"Исчезни" или "Чтоб ты провалился", - это указание на характер смерти ребенка.
Когда мать говорит: "Ты кончишь, как твой отец", - и если отец алкоголик, - это
приговор на всю жизнь. Подобного рода высказывания считаю сценарным итогом или
"проклятьем".
Кроме того, родители дают указания-предостережения, которые
призваны снять с ребенка "проклятье". Это способ избежать тех неприятностей, о
которых они ему говорят. Например: "Не плачь, не капризничай, отстань от отца",
"Не приставай к матери", "Будь скромнее" и т.п. Иногда родители дают указания,
поощряющие поведение ребенка: "Вот так и веди себя, ты хороший мальчик,
продолжай сидеть спокойно, наконец-то ты взялся за ум". Кроме того, они дают
предписания, как заполнить время в ожидании действия. Иногда эти предписания
носят характер моральных сентенций. Совершенно, казалось бы, простые слова,
которые мы слышим в детстве, могут предопределить все наше дальнейшее поведение.
Программирование или воспитание?
То, что в духе времени я называю сценарным программированием,
люди веками называли воспитанием. Описывая различные типы воспитания, чаще
употребляется прилагательное "неправильное". Очевидно, определить, что такое
правильное воспитание, и прийти к согласию по этому поводу нелегко..., каждая
деталь, даже требование воспитывать в ребенке честность порой подвергается
критике на страницах печати, ибо в итоге ребенок оказывается "неприспособленным
к жизни". Можно ли наказывать ребенка и если можно, то как? Допустимы ли
противоречия в воспитательных приемах со стороны отца, матери, бабушек и
дедушек? Считаю, что все воспитывающие должны придерживаться одних и тех же
принципов и форм воспитания. Говорить о неправильном воспитании значительно
легче. Во-первых, все крайние, отклоняющиеся формы его всегда более четко
очерчены и их проще описать. Во-вторых, легче понять "неправильность" воспитания
по его итогам - формирование "изломанного" характера, появлению непреодолимых
трудностей при попытке адаптироваться в обществе.
Два крайних полюса неправильного воспитания: гиперпротекция
(повышенная опека) и гипопротекция (недостаточная опека, безнадзорность).
Сверхопекаемый ребенок приходит в самостоятельную жизнь
капризным, требовательным, неспособным принимать самостоятельные решения, взять
на себя ответственность за собственные неудачи. Основным принципом поведения
такого человека - это, во-первых, никогда не предпринимать ничего на свой страх
и риск, требовать от окружающих опеки и заботы и, наконец, возложить на
окружающих ответственность за неудачи. Стремление получить желаемое "здесь и
теперь", не заботясь о возможных последствиях своих поступков, достаточно
характерно для таких людей. В супружестве люди, воспитанные в духе
гиперпротекции, будут проявлять две противоположные тенденции: стремление
повелевать и одновременно повышенную зависимость от партнера и собственных
родителей. Именно бывшие сверхопекаемые дети сохраняют тесные связи с
родителями, будучи почтенными отцами и матерями семейств, что чревато серьезными
конфликтами. Но если брачный партнер будет обладать сильными родительскими
чертами, то брак может оказаться стабильным, хотя и "не безоблачным".
Как психолого-педагогический эксперт, выделяю несколько вариантов
повышенной опеки: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция,
воспитание в духе повышенной моральной ответственности. Потворствующая
гиперпротекция - воспитание по типу «кумир семьи» Доминирующая гиперпротекция -
подавление любых проявлений самостоятельной активности ребенка: все решения
принимаются за него, его увлечения, его друзья принадлежат не ему, а его
родителям. Это они выбрали, с кем должен дружить ребенок, какой кружок или
спортивную секцию он должен посещать, какие книги он должен читать и какие
кинофильмы смотреть, чем он должен восхищаться, а чем - пренебрегать.
Естественно стремление родителей навязать своему ребенку и выбор брачного
партнера...
Воспитание в духе повышенной моральной ответственности
сопровождается постоянным напоминанием ребенку, что он растет в "приличной
семье" и это накладывает на него определенные обязанности. Он не может шалить,
резвиться, получать плохие оценки, так как это "бросает тень на отца и мать"
Любовь к ребенку в такой семье - это не естественное чувство родителей. Ребенок
должен своим примерным поведением и высокими достижениями заслужить любовь
матери или отца. "А что ты сделал для того, чтобы я купила тебе?" - своеобразный
девиз подобного воспитания. Иногда лозунгом является популярное изречение: "Не
мы - так наши дети".
Родители, не реализовавшие себя в жизни, постоянно напоминают
ребенку, что уж он-то просто обязан занять в жизни ту позицию, которую мечтали
занять они. "Я имела такие блестящие способности к математике, но не смогла
учиться из-за тяжелого положения семьи, а ты..." Родителям и в голову не
приходит, что их детские мечты и планы могут не совпадать с желаниями ребенка...
"Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов..."
Песня хороша, оптимистична, но смысл ее достаточно печален, поскольку жизнь
детей рассматривается как бег наперегонки, при этом бежать нужно именно по той
дорожке, что и твой отец. Чем ответственнее позиции, которые занимают родители,
тем труднее ребенку.
Особенно травматичным оказывается именно требование "заслужить
любовь". Обычно в семьях, где к ребенку предъявляются подобные требования,
присутствует скрытое эмоциональное отвержение. В силу особенностей характера
мать и отец не испытывают к ребенку нежных чувств и поэтому, как бы ни старался
ребенок, он все равно не получает того эмоционального тепла, к которому
стремится. В лучшем случае его формально хвалят (но голос родителя лишен
теплоты), в худшем - заслуги ребенка обесцениваются: "Ты учишься хорошо, но все
равно Н. учится лучше тебя". В конечном итоге родители дают ребенку поручение не
для того, чтобы ребенок его выполнил, а для того, чтобы он оставил их в покое.
Постепенно поведение человека, воспитанного в подобном духе, приобретает
специфические черты. Часто бывает так, что человек, выбирая себе жену, ищет
(бессознательно) в ней черты сходства с матерью, даже если его матери были
присущи недостаток любви и избыток требовательности к нему.
Психологическое исследование
и психодиагностическое заключение в деятельности и
нормативы психокоррекционной работы
Выделяются 4 формы психодиагностических заключений:
Форма 1:
1.
Заключение по данным
нейропсихологического обследования, как обследования
повышенной сложности, требующего высокой квалификации
клинического психолога.
2.
Заключение для комплексной
судебной и психолого-педагогической экспертизы,
представляющее собой полное психодиагностическое
обследование и ответы эксперта- психолога на
поставленные вопросы.
Форма 2:
Заключение по данным полного
психодиагностического обследования. Как правило,
проводится в связи с задачами дифференциальной
диагностики, уточнения степени и глубины расстройств
психической деятельности, выявления сохранных и
нарушенных звеньев психики, при решении экспертных
вопросов.
Форма 3:
Заключение по данным частичного
обследования - сенсомоторной, познавательной, либо
эмоционально-волевой и личностной сфер. (уточнение
личностных особенностей, особенностей).
Форма 4:
Заключение по данным обследования с
помощью опросника ММPI с подробным анализом личностного
профиля испытуемого. Показано для выявления личностных
особенностей испытуемого, оценки эффективности
проводимой психотерапии, как индивидуальной, так и
групповой.
Предлагается набор необходимых методик,
которые следует применять в обследовании (базовые
методики) и набор дополнительных методик, которые могут
варьироваться на усмотрение клинического психолога.
требования к
экспериментально-психологическому обследованию и
заключений
Исследование сенсомоторной
сферы и внимания |
Базовые методики: |
Дополнительные методики: |
Таблицы Шульте и их
модификации |
Счет по Крепелину
Корректурная проба
Методика Кооса
Нейропсихологические пробы
Отсчитывание
М-ка Когана |
Исследование познавательной
сферы
(память, мышление, интеллект,
ассоциативные процессы) |
Заучивание 10 слов
Опосредованное запоминание
(по Леонтьеву или пиктограмма)
Вербальные ассоциации
Существенные признаки
4-й лишний (исключение предметов)
Сравнение понятий |
Запоминание с учетом
интерференции
Зрительное запоминание (сюжетные картинки)
Классификация предметов
Интерпретация пословиц и метафор
Установление последовательности событий
Простые и сложные аналогии
Объяснение смысла и содержания сюжетных
картин
Отсчитывание
Методика Кооса
Тест Равена
Тест Векслера (субтесты)
Проба Эббингауза
Нелепые картинки
Нейропсихологические субтесты |
Исследование
эмоционально-волевой сферы и личностной
сферы |
Исследование самооценки +
беседа
Тест Люшера
Вариант проективного рисунка
(рисунок человека, дом-дерево-человек,
несуществующее животное и пр.) |
ММРI
Тест Розенцвейга
М-ка незаконченных предложений
М-ка диагностики ценностных ориентаций
М-ка оценки уровня притязаний
Тематические ассоциации
Тест Кеттелла
Тест Сонди
Тест "Рука"
ТАТ
Тест Роршаха
М-ка Лири
УСК
Цветовой тест отношений |
|
|