вернуться

 

 

   

                          Аберрации оказывают огромное влияние на нашу судьбу, и судьбу близких нам людей.

Не многие знают, что аберрации заразны как микробы, они переходят от одного человека к другому, от родителей к ребенку, никого не щадя!

 Ребенок рождается со своеобразной программой развития, закрепленной в его генетическом коде. И это не только рост и масса тела, цвет волос и глаз, но и основные особенности характера его личности. Но, не только набор наследственных признаков определяет в дальнейшем поведение ребенка, а также влияние родителей и окружающей среды! 

 Жизнь начинается с первых месяцев внутриутробного развития ребенка, а первые годы его жизни оказывают на него определяющее влияние. Обычно мы ничего не помним о годах нашего раннего развития, и лишь какие-то отрывки приходят в наше сознание о более раннего периода. У многих людей связные воспоминания начинаются лет с пяти – семи, а забытые годы очень важны для меня! В это время ребенок овладевал первыми словами, учился понимать речь, ходить, сидеть, приобретал навыки опрятности, усваивал первые принципы отношений между людьми. А безоблачное, счастливое детство, не отягощенное никакими заботами, оказалось очень драматичным и сложным периодом - периодом неудовлетворенных желаний, непредсказуемых воздействий, периодом, когда родители и все окружающее представали неконтролируемой грозной силой, перед которой младенец выглядел совершенно беззащитным. Сам факт забывания ранних детских переживаний считается доказательством того, что они травматичны для него, и поэтому подвергаются устранению - вытеснению из его сознания. Действительно, при психоанализе больных неврозами часто удается выяснить, что корни их психического расстройства заложены в период раннего детства. Меня это интересует, прежде всего потому, что причиной семейных конфликтов могут быть аналогичные конфликты раннего детского возраста, и я считаю, что в раннем детстве закладывается своеобразный сценарий дальнейшего поведения человека, называя этот период периодом программирования - "сценарное программирование".  Даже в период кормления ребенка поза матери, те слова, которые она говорит ребенку, имеют значение. В дальнейшем отношения между матерью и ребенком становятся более сложными. Будет мать восхищаться ребенком или отталкивать его от себя? Будет ставить его в пример другим детям или, наоборот, ставить других детей в пример ему? Станет ребенок "принцем" или "изгоем", имея программу на достижение цели и успех любой ценой? Уже в раннем детском возрасте, вырабатывается жизненная позиция.

Первый тип: у меня все хорошо, и у тебя все хорошо. Это позиция оптимиста, который желает работать и который реализует свои возможности в среде других людей.

Второй тип: у меня все хорошо, а у вас все плохо. Это позиция самовлюбленного, некритичного к себе человека, который остается заласканным ребенком на всю жизнь, делает других людей ответственными за все свои неудачи.

Третий тип: у меня все плохо, а у вас все хорошо. Это позиция человека, который, с одной стороны, завидует окружающим, испытывает собственную неполноценность, с другой - всю жизнь обречен работать не для того, чтобы заработать на хлеб или получить удовольствие, обречен любить не потому, что он влюблен, а для того, чтобы доказать самому себе и окружающим, что он такой же человек, как и все, что он не так плох, как ему самому кажется.

Четвертый тип: вы плохие и я плохой. Это наиболее неконструктивная позиция, с которой человек приходит в мир. Он насыщен внутренними конфликтами, склонен к депрессиям, а иногда к более серьезным психическим заболеваниям.

 Я считаю, что в жизни каждого ребенка при программировании сценария имеют значение следующие моменты: так называемый сценарный толчок, как то, или иное замечание матери или отца как бы предопределяет его дальнейшее развитие. Например, если один из родителей в порыве гнева кричит ребенку: "Исчезни" или "Чтоб ты провалился", - это указание на характер смерти ребенка. Когда мать говорит: "Ты кончишь, как твой отец", - и если отец алкоголик, - это приговор на всю жизнь. Подобного рода высказывания считаю сценарным итогом или "проклятьем".

 Кроме того, родители дают указания-предостережения, которые призваны снять с ребенка "проклятье". Это способ избежать тех неприятностей, о которых они ему говорят. Например: "Не плачь, не капризничай, отстань от отца", "Не приставай к матери", "Будь скромнее" и т.п. Иногда родители дают указания, поощряющие поведение ребенка: "Вот так и веди себя, ты хороший мальчик, продолжай сидеть спокойно, наконец-то ты взялся за ум". Кроме того, они дают предписания, как заполнить время в ожидании действия. Иногда эти предписания носят характер моральных сентенций. Совершенно, казалось бы, простые слова, которые мы слышим в детстве, могут предопределить все наше дальнейшее поведение.

Программирование или воспитание?

 То, что в духе времени я называю сценарным программированием, люди веками называли воспитанием. Описывая различные типы воспитания, чаще употребляется прилагательное "неправильное". Очевидно, определить, что такое правильное воспитание, и прийти к согласию по этому поводу нелегко..., каждая деталь, даже требование воспитывать в ребенке честность порой подвергается критике на страницах печати, ибо в итоге ребенок оказывается "неприспособленным к жизни". Можно ли наказывать ребенка и если можно, то как? Допустимы ли противоречия в воспитательных приемах со стороны отца, матери, бабушек и дедушек?  Считаю, что все воспитывающие должны придерживаться одних и тех же принципов и форм воспитания.  Говорить о неправильном воспитании значительно легче. Во-первых, все крайние, отклоняющиеся формы его всегда более четко очерчены и их проще описать. Во-вторых, легче понять "неправильность" воспитания по его итогам - формирование "изломанного" характера, появлению непреодолимых трудностей при попытке адаптироваться в обществе.

Два крайних полюса неправильного воспитания: гиперпротекция (повышенная опека) и гипопротекция (недостаточная опека, безнадзорность).

Сверхопекаемый ребенок приходит в самостоятельную жизнь капризным, требовательным, неспособным принимать самостоятельные решения, взять на себя ответственность за собственные неудачи. Основным принципом поведения такого человека - это, во-первых, никогда не предпринимать ничего на свой страх и риск, требовать от окружающих опеки и заботы и, наконец, возложить на окружающих ответственность за неудачи. Стремление получить желаемое "здесь и теперь", не заботясь о возможных последствиях своих поступков, достаточно характерно для таких людей. В супружестве люди, воспитанные в духе гиперпротекции, будут проявлять две противоположные тенденции: стремление повелевать и одновременно повышенную зависимость от партнера и собственных родителей. Именно бывшие сверхопекаемые дети сохраняют тесные связи с родителями, будучи почтенными отцами и матерями семейств, что чревато серьезными конфликтами. Но если брачный партнер будет обладать сильными родительскими чертами, то брак может оказаться стабильным, хотя и "не безоблачным".

Как психолого-педагогический эксперт, выделяю несколько вариантов повышенной опеки: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, воспитание в духе повышенной моральной ответственности. Потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу «кумир семьи» Доминирующая гиперпротекция - подавление любых проявлений самостоятельной активности ребенка: все решения принимаются за него, его увлечения, его друзья принадлежат не ему, а его родителям. Это они выбрали, с кем должен дружить ребенок, какой кружок или спортивную секцию он должен посещать, какие книги он должен читать и какие кинофильмы смотреть, чем он должен восхищаться, а чем - пренебрегать. Естественно стремление родителей навязать своему ребенку и выбор брачного партнера...

 Воспитание в духе повышенной моральной ответственности сопровождается постоянным напоминанием ребенку, что он растет в "приличной семье" и это накладывает на него определенные обязанности. Он не может шалить, резвиться, получать плохие оценки, так как это "бросает тень на отца и мать" Любовь к ребенку в такой семье - это не естественное чувство родителей. Ребенок должен своим примерным поведением и высокими достижениями заслужить любовь матери или отца. "А что ты сделал для того, чтобы я купила тебе?" - своеобразный девиз подобного воспитания. Иногда лозунгом является популярное изречение: "Не мы - так наши дети".

 Родители, не реализовавшие себя в жизни, постоянно напоминают ребенку, что уж он-то просто обязан занять в жизни ту позицию, которую мечтали занять они. "Я имела такие блестящие способности к математике, но не смогла учиться из-за тяжелого положения семьи, а ты..." Родителям и в голову не приходит, что их детские мечты и планы могут не совпадать с желаниями ребенка... "Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов..." Песня хороша, оптимистична, но смысл ее достаточно печален, поскольку жизнь детей рассматривается как бег наперегонки, при этом бежать нужно именно по той дорожке, что и твой отец. Чем ответственнее позиции, которые занимают родители, тем труднее ребенку.

 Особенно травматичным оказывается именно требование "заслужить любовь". Обычно в семьях, где к ребенку предъявляются подобные требования, присутствует скрытое эмоциональное отвержение. В силу особенностей характера мать и отец не испытывают к ребенку нежных чувств и поэтому, как бы ни старался ребенок, он все равно не получает того эмоционального тепла, к которому стремится. В лучшем случае его формально хвалят (но голос родителя лишен теплоты), в худшем - заслуги ребенка обесцениваются: "Ты учишься хорошо, но все равно Н. учится лучше тебя". В конечном итоге родители дают ребенку поручение не для того, чтобы ребенок его выполнил, а для того, чтобы он оставил их в покое. Постепенно поведение человека, воспитанного в подобном духе, приобретает специфические черты. Часто бывает так, что человек, выбирая себе жену, ищет (бессознательно) в ней черты сходства с матерью, даже если его матери были присущи недостаток любви и избыток требовательности к нему.

   Психологическое исследование и психодиагностическое заключение в деятельности и нормативы психокоррекционной работы

 

                                                      Выделяются 4 формы психодиагностических заключений: 


Форма 1:

1.                  Заключение по данным нейропсихологического обследования, как обследования повышенной сложности, требующего высокой квалификации клинического психолога.

2.                  Заключение для комплексной судебной и психолого-педагогической экспертизы, представляющее собой полное психодиагностическое обследование и ответы эксперта- психолога на поставленные вопросы.


Форма 2: 

Заключение по данным полного психодиагностического обследования. Как правило, проводится в связи с задачами дифференциальной диагностики, уточнения степени и глубины расстройств психической деятельности, выявления сохранных и нарушенных звеньев психики, при решении экспертных вопросов. 


Форма 3: 

Заключение по данным частичного обследования - сенсомоторной, познавательной, либо эмоционально-волевой и личностной сфер. (уточнение личностных особенностей, особенностей).

 
Форма 4: 

Заключение по данным обследования с помощью опросника ММPI с подробным анализом личностного профиля испытуемого. Показано для выявления личностных особенностей испытуемого, оценки эффективности проводимой психотерапии, как индивидуальной, так и групповой. 

Предлагается набор необходимых методик, которые следует применять в обследовании (базовые методики) и набор дополнительных методик, которые могут варьироваться на усмотрение клинического психолога. 

                                               требования к экспериментально-психологическому обследованию и заключений

Исследование сенсомоторной сферы и внимания

Базовые методики:

Дополнительные методики:

Таблицы Шульте и их модификации

Счет по Крепелину
Корректурная проба
Методика Кооса
Нейропсихологические пробы
Отсчитывание
М-ка Когана

Исследование познавательной сферы (память, мышление, интеллект, ассоциативные процессы)

Заучивание 10 слов
Опосредованное запоминание
(по Леонтьеву или пиктограмма)
Вербальные ассоциации
Существенные признаки
4-й лишний (исключение предметов)
Сравнение понятий

Запоминание с учетом интерференции
Зрительное запоминание (сюжетные картинки)
Классификация предметов
Интерпретация пословиц и метафор
Установление последовательности событий
Простые и сложные аналогии
Объяснение смысла и содержания сюжетных картин
Отсчитывание
Методика Кооса
Тест Равена
Тест Векслера (субтесты)
Проба Эббингауза
Нелепые картинки
Нейропсихологические субтесты

Исследование эмоционально-волевой сферы и личностной сферы

Исследование самооценки + беседа
Тест Люшера
Вариант проективного рисунка
(рисунок человека, дом-дерево-человек,
несуществующее животное и пр.)

ММРI
Тест Розенцвейга
М-ка незаконченных предложений
М-ка диагностики ценностных ориентаций
М-ка оценки уровня притязаний
Тематические ассоциации
Тест Кеттелла
Тест Сонди
Тест "Рука"
ТАТ
Тест Роршаха
М-ка Лири
УСК
Цветовой тест отношений

 

 
2005 -2025
                                                                                                                                                  ▲наверх Яндекс.Метрика