Конфликты родителей и детей по наследству
Аберрации оказывают огромное влияние нанашу судьбу, и
судьбу наших детей.
Не многие знают, что аберрации заразны как микробы, они переходят от одного
человека к другому, от родителей к ребенку, никого не щадя!
Ребенок рождается со своеобразной программой развития, закрепленной в его
генетическом коде. И это не только рост и масса тела, цвет волос и глаз, но и основные
особенности характера его личности. Но, не только набор наследственных признаков
определяет в дальнейшем поведение ребенка, а также влияние родителей и
окружающей среды!
Жизнь начинается с первых месяцев внутриутробного развития ребенка, а первые годы
его жизни оказывают на него определяющее влияние. Обычно мы ничего не помним о
годах нашего раннего развития, и лишь какие-то отрывки приходят в наше сознание о
более раннего периода. У многих людей связные воспоминания начинаются лет с пяти
– семи, а забытые годы очень важны для меня! В это время ребенок овладевал первыми
словами, учился понимать речь, ходить, сидеть, приобретал навыки опрятности,
усваивал первые принципы отношений между людьми. А безоблачное, счастливое
детство, не отягощенное никакими заботами, оказалось очень драматичным и сложным
периодом - периодом неудовлетворенных желаний, непредсказуемых воздействий,
периодом, когда родители и все окружающее представали неконтролируемой грозной
силой, перед которой младенец выглядел совершенно беззащитным. Сам факт
забывания ранних детских переживаний считается доказательством того, что они
травматичны для него, и поэтому подвергаются устранению - вытеснению из его
сознания. Действительно, при психоанализе больных неврозами часто удается
выяснить, что корни их психического расстройства заложены в период раннего детства.
Меня это интересует, прежде всего потому, что причиной семейных конфликтов могут
быть аналогичные конфликты раннего детского возраста, и я считаю, что в раннем
детстве закладывается своеобразный сценарий дальнейшего поведения человека,
называя этот период периодом программирования - "сценарное программирование".
Даже в период кормления ребенка поза матери, те слова, которые она говорит ребенку,
имеют значение. В дальнейшем отношения между матерью и ребенком становятся более
сложными. Будет мать восхищаться ребенком или отталкивать его от себя? Будет
ставить его в пример другим детям или, наоборот, ставить других детей в пример ему?
Станет ребенок "принцем" или "изгоем", имея программу на достижение цели и успех
любой ценой? Уже в раннем детском возрасте, вырабатывается жизненная позиция.
Первый тип: у меня все хорошо, и у тебя все хорошо. Это позиция оптимиста, который
желает работать и который реализует свои возможности в среде других людей.
Второй тип: у меня все хорошо, а у вас все плохо. Это позиция самовлюбленного,
некритичного к себе человека, который остается заласканным ребенком на всю жизнь,
делает других людей ответственными за все свои неудачи.
Третий тип: у меня все плохо, а у вас все хорошо. Это позиция человека, который, с
одной стороны, завидует окружающим, испытывает собственную неполноценность, с
другой - всю жизнь обречен работать не для того, чтобы заработать на хлеб или
получить удовольствие, обречен любить не потому, что он влюблен, а для того, чтобы
доказать самому себе и окружающим, что он такой же человек, как и все, что он не так
плох, как ему самому кажется.
Четвертый тип: вы плохие и я плохой. Это наиболее неконструктивная позиция, с
которой человек приходит в мир. Он насыщен внутренними конфликтами, склонен к
депрессиям, а иногда к более серьезным психическим заболеваниям.
Я считаю, что в жизни каждого ребенка при программировании сценария имеют
значение следующие моменты: так называемый сценарный толчок, как то, или иное
замечание матери или отца как бы предопределяет его дальнейшее развитие. Например,
если один из родителей в порыве гнева кричит ребенку: "Исчезни" или "Чтоб ты
провалился", - это указание на характер смерти ребенка. Когда мать говорит: "Ты
кончишь, как твой отец", - и если отец алкоголик, - это приговор на всю жизнь.
Подобного рода высказывания считаю сценарным итогом или "проклятьем".
Кроме того, родители дают указания-предостережения, которые призваны снять с
ребенка "проклятье". Это способ избежать тех неприятностей, о которых они ему
говорят. Например: "Не плачь, не капризничай, отстань от отца", "Не приставай к
матери", "Будь скромнее" и т.п. Иногда родители дают указания, поощряющие
поведение ребенка: "Вот так и веди себя, ты хороший мальчик, продолжай сидеть
спокойно, наконец-то ты взялся за ум". Кроме того, они дают предписания, как
заполнить время в ожидании действия. Иногда эти предписания носят характер
моральных сентенций. Совершенно, казалось бы, простые слова, которые мы слышим в
детстве, могут предопределить все наше дальнейшее поведение.
Программирование или воспитание?
То, что в духе времени я называю сценарным программированием, люди веками
называли воспитанием. Описывая различные типы воспитания, чаще употребляется
прилагательное "неправильное". Очевидно, определить, что такое правильное
воспитание, и прийти к согласию по этому поводу нелегко..., каждая деталь, даже
требование воспитывать в ребенке честность порой подвергается критике на страницах
печати, ибо в итоге ребенок оказывается "неприспособленным к жизни". Можно ли
наказывать ребенка и если можно, то как? Допустимы ли противоречия в
воспитательных приемах со стороны отца, матери, бабушек и дедушек? Считаю, что
все воспитывающие должны придерживаться одних и тех же принципов и форм
воспитания. Говорить о неправильном воспитании значительно легче. Во-первых, все
крайние, отклоняющиеся формы его всегда более четко очерчены и их проще описать.
Во-вторых, легче понять "неправильность" воспитания по его итогам - формирование
"изломанного" характера, появлению непреодолимых трудностей при попытке
адаптироваться в обществе.
Два крайних полюса неправильного воспитания: гиперпротекция (повышенная опека) и
гипопротекция (недостаточная опека, безнадзорность).
Сверхопекаемый ребенок приходит в самостоятельную жизнь капризным,
требовательным, неспособным принимать самостоятельные решения, взять на себя
ответственность за собственные неудачи. Основным принципом поведения такого
человека - это, во-первых, никогда не предпринимать ничего на свой страх и риск,
требовать от окружающих опеки и заботы и, наконец, возложить на окружающих
ответственность за неудачи. Стремление получить желаемое "здесь и теперь", не
заботясь о возможных последствиях своих поступков, достаточно характерно для таких
людей. В супружестве люди, воспитанные в духе гиперпротекции, будут проявлять две
противоположные тенденции: стремление повелевать и одновременно повышенную
зависимость от партнера и собственных родителей. Именно бывшие сверхопекаемые
дети сохраняют тесные связи с родителями, будучи почтенными отцами и матерями
семейств, что чревато серьезными конфликтами. Но если брачный партнер будет
обладать сильными родительскими чертами, то брак может оказаться стабильным, хотя
и "не безоблачным".
Как психолого-педагогический эксперт, выделяю несколько вариантов повышенной
опеки: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, воспитание в
духе повышенной моральной ответственности. Потворствующая гиперпротекция -
воспитание по типу «кумир семьи» Доминирующая гиперпротекция - подавление
любых проявлений самостоятельной активности ребенка: все решения принимаются за
него, его увлечения, его друзья принадлежат не ему, а его родителям. Это они выбрали,
с кем должен дружить ребенок, какой кружок или спортивную секцию он должен
посещать, какие книги он должен читать и какие кинофильмы смотреть, чем он должен
восхищаться, а чем - пренебрегать. Естественно стремление родителей навязать своему
ребенку и выбор брачного партнера...
Воспитание в духе повышенной моральной ответственности сопровождается
постоянным напоминанием ребенку, что он растет в "приличной семье" и это
накладывает на него определенные обязанности. Он не может шалить, резвиться,
получать плохие оценки, так как это "бросает тень на отца и мать" Любовь к ребенку в
такой семье - это не естественное чувство родителей. Ребенок должен своим
примерным поведением и высокими достижениями заслужить любовь матери или отца.
"А что ты сделал для того, чтобы я купила тебе?" - своеобразный девиз подобного
воспитания. Иногда лозунгом является популярное изречение: "Не мы - так наши дети".
Родители, не реализовавшие себя в жизни, постоянно напоминают ребенку, что уж он
-то просто обязан занять в жизни ту позицию, которую мечтали занять они. "Я имела
такие блестящие способности к математике, но не смогла учиться из-за тяжелого
положения семьи, а ты..." Родителям и в голову не приходит, что их детские мечты и
планы могут не совпадать с желаниями ребенка... "Чтоб сердце загорелось, чтоб
каждому хотелось догнать и перегнать отцов..." Песня хороша, оптимистична, но смысл
ее достаточно печален, поскольку жизнь детей рассматривается как бег наперегонки,
при этом бежать нужно именно по той дорожке, что и твой отец. Чем ответственнее
позиции, которые занимают родители, тем труднее ребенку.
Особенно травматичным оказывается именно требование "заслужить любовь". Обычно
в семьях, где к ребенку предъявляются подобные требования, присутствует скрытое
эмоциональное отвержение. В силу особенностей характера мать и отец не испытывают
к ребенку нежных чувств и поэтому, как бы ни старался ребенок, он все равно не
получает того эмоционального тепла, к которому стремится. В лучшем случае его
формально хвалят (но голос родителя лишен теплоты), в худшем - заслуги ребенка
обесцениваются: "Ты учишься хорошо, но все равно Н. учится лучше тебя". В конечном
итоге родители дают ребенку поручение не для того, чтобы ребенок его выполнил, а
для того, чтобы он оставил их в покое. Постепенно поведение человека, воспитанного в
подобном духе, приобретает специфические черты. Часто бывает так, что человек,
выбирая себе жену, ищет (бессознательно) в ней черты сходства с матерью, даже если
его матери были присущи недостаток любви и избыток требовательности к нему.
Психофизилогическое исследование и психодиагностическое заключение,
нормативы психокоррекционной работы
Выделяются 4 формы психодиагностических заключений:
Форма 1:
1. Заключение по данным нейропсихологического обследования, как обследования повышенной сложности, требующего высокой квалификации клинического психолога.
2. Заключение для комплексной судебной и психолого-педагогической экспертизы, представляющее собой полное психодиагностическое обследование и ответы эксперта- психолога на поставленные вопросы.
Форма 2:
Заключение по данным полного психодиагностического обследования. Как правило, проводится в связи с задачами дифференциальной диагностики, уточнения степени и глубины расстройств психической деятельности, выявления сохранных и нарушенных звеньев психики, при решении экспертных вопросов.
Форма 3:
Заключение по данным частичного обследования - сенсомоторной, познавательной, либо эмоционально-волевой и личностной сфер. (уточнение личностных особенностей, особенностей).
Форма 4:
Заключение по данным обследования с помощью опросника ММPI с подробным анализом личностного профиля испытуемого. Показано для выявления личностных особенностей испытуемого, оценки эффективности проводимой психотерапии, как индивидуальной, так и групповой.
Предлагается набор необходимых методик, которые следует применять в обследовании (базовые методики) и набор дополнительных методик, которые могут варьироваться на усмотрение клинического психолога.
требования к экспериментально-психологическому обследованию и заключений
Исследование сенсомоторной сферы и внимания |
|
Базовые методики: |
Дополнительные методики: |
Таблицы Шульте и их модификации |
Счет по Крепелину |
Исследование познавательной сферы (память, мышление, интеллект, ассоциативные процессы) |
|
Заучивание 10 слов |
Запоминание с учетом интерференции |
Исследование эмоционально-волевой сферы и личностной сферы |
|
Исследование самооценки + беседа |
ММРI |