Конфликты родителей и детей по наследству

 

 

Аберрации оказывают огромное влияние нанашу судьбу, и

 судьбу наших детей.

 

 

 

    Не многие знают, что аберрации заразны как микробы, они переходят от одного

 человека к другому, от родителей к ребенку, никого не щадя!

 Ребенок рождается со своеобразной программой развития, закрепленной в его

 генетическом коде. И это не только рост и масса тела, цвет волос и глаз, но и основные

 особенности характера его личности. Но, не только набор наследственных признаков

 определяет в дальнейшем поведение ребенка, а также влияние родителей и

 окружающей среды! 

 Жизнь начинается с первых месяцев внутриутробного развития ребенка, а первые годы

 его жизни оказывают на него определяющее влияние. Обычно мы ничего не помним о

 годах нашего раннего развития, и лишь какие-то отрывки приходят в наше сознание о

 более раннего периода. У многих людей связные воспоминания начинаются лет с пяти

 – семи, а забытые годы очень важны для меня! В это время ребенок овладевал первыми

 словами, учился понимать речь, ходить, сидеть, приобретал навыки опрятности,

 усваивал первые принципы отношений между людьми. А безоблачное, счастливое

 детство, не отягощенное никакими заботами, оказалось очень драматичным и сложным

 периодом - периодом неудовлетворенных желаний, непредсказуемых воздействий,

 периодом, когда родители и все окружающее представали неконтролируемой грозной

 силой, перед которой младенец выглядел совершенно беззащитным. Сам факт

 забывания ранних детских переживаний считается доказательством того, что они

 травматичны для него, и поэтому подвергаются устранению - вытеснению из его

 сознания. Действительно, при психоанализе больных неврозами часто удается

 выяснить, что корни их психического расстройства заложены в период раннего детства.

 Меня это интересует, прежде всего потому, что причиной семейных конфликтов могут

 быть аналогичные конфликты раннего детского возраста, и я считаю, что в раннем

 детстве закладывается своеобразный сценарий дальнейшего поведения человека,

 называя этот период периодом программирования - "сценарное программирование". 

 Даже в период кормления ребенка поза матери, те слова, которые она говорит ребенку,

 имеют значение. В дальнейшем отношения между матерью и ребенком становятся более

 сложными. Будет мать восхищаться ребенком или отталкивать его от себя? Будет

 ставить его в пример другим детям или, наоборот, ставить других детей в пример ему?

 Станет ребенок "принцем" или "изгоем", имея программу на достижение цели и успех

 любой ценой? Уже в раннем детском возрасте, вырабатывается жизненная позиция.

Первый тип: у меня все хорошо, и у тебя все хорошо. Это позиция оптимиста, который

 желает работать и который реализует свои возможности в среде других людей.

Второй тип: у меня все хорошо, а у вас все плохо. Это позиция самовлюбленного,

 некритичного к себе человека, который остается заласканным ребенком на всю жизнь,

 делает других людей ответственными за все свои неудачи.

Третий тип: у меня все плохо, а у вас все хорошо. Это позиция человека, который, с

 одной стороны, завидует окружающим, испытывает собственную неполноценность, с

 другой - всю жизнь обречен работать не для того, чтобы заработать на хлеб или

 получить удовольствие, обречен любить не потому, что он влюблен, а для того, чтобы

 доказать самому себе и окружающим, что он такой же человек, как и все, что он не так

 плох, как ему самому кажется.

Четвертый тип: вы плохие и я плохой. Это наиболее неконструктивная позиция, с

 которой человек приходит в мир. Он насыщен внутренними конфликтами, склонен к

 депрессиям, а иногда к более серьезным психическим заболеваниям.

 Я считаю, что в жизни каждого ребенка при программировании сценария имеют

 значение следующие моменты: так называемый сценарный толчок, как то, или иное

 замечание матери или отца как бы предопределяет его дальнейшее развитие. Например,

 если один из родителей в порыве гнева кричит ребенку: "Исчезни" или "Чтоб ты

 провалился", - это указание на характер смерти ребенка. Когда мать говорит: "Ты

 кончишь, как твой отец", - и если отец алкоголик, - это приговор на всю жизнь.

 Подобного рода высказывания считаю сценарным итогом или "проклятьем".

 Кроме того, родители дают указания-предостережения, которые призваны снять с

 ребенка "проклятье". Это способ избежать тех неприятностей, о которых они ему

 говорят. Например: "Не плачь, не капризничай, отстань от отца", "Не приставай к

 матери", "Будь скромнее" и т.п. Иногда родители дают указания, поощряющие

 поведение ребенка: "Вот так и веди себя, ты хороший мальчик, продолжай сидеть

 спокойно, наконец-то ты взялся за ум". Кроме того, они дают предписания, как

 заполнить время в ожидании действия. Иногда эти предписания носят характер

 моральных сентенций. Совершенно, казалось бы, простые слова, которые мы слышим в

 детстве, могут предопределить все наше дальнейшее поведение.

Программирование или воспитание?

 То, что в духе времени я называю сценарным программированием, люди веками

 называли воспитанием. Описывая различные типы воспитания, чаще употребляется

 прилагательное "неправильное". Очевидно, определить, что такое правильное

 воспитание, и прийти к согласию по этому поводу нелегко..., каждая деталь, даже

 требование воспитывать в ребенке честность порой подвергается критике на страницах

 печати, ибо в итоге ребенок оказывается "неприспособленным к жизни". Можно ли

 наказывать ребенка и если можно, то как? Допустимы ли противоречия в

 воспитательных приемах со стороны отца, матери, бабушек и дедушек?  Считаю, что

 все воспитывающие должны придерживаться одних и тех же принципов и форм

 воспитания.  Говорить о неправильном воспитании значительно легче. Во-первых, все

 крайние, отклоняющиеся формы его всегда более четко очерчены и их проще описать.

 Во-вторых, легче понять "неправильность" воспитания по его итогам - формирование

 "изломанного" характера, появлению непреодолимых трудностей при попытке

 адаптироваться в обществе.

Два крайних полюса неправильного воспитания: гиперпротекция (повышенная опека) и

 гипопротекция (недостаточная опека, безнадзорность).

Сверхопекаемый ребенок приходит в самостоятельную жизнь капризным,

 требовательным, неспособным принимать самостоятельные решения, взять на себя

 ответственность за собственные неудачи. Основным принципом поведения такого

 человека - это, во-первых, никогда не предпринимать ничего на свой страх и риск,

 требовать от окружающих опеки и заботы и, наконец, возложить на окружающих

 ответственность за неудачи. Стремление получить желаемое "здесь и теперь", не

 заботясь о возможных последствиях своих поступков, достаточно характерно для таких

 людей. В супружестве люди, воспитанные в духе гиперпротекции, будут проявлять две

 противоположные тенденции: стремление повелевать и одновременно повышенную

 зависимость от партнера и собственных родителей. Именно бывшие сверхопекаемые

 дети сохраняют тесные связи с родителями, будучи почтенными отцами и матерями

 семейств, что чревато серьезными конфликтами. Но если брачный партнер будет

 обладать сильными родительскими чертами, то брак может оказаться стабильным, хотя

 и "не безоблачным".

Как психолого-педагогический эксперт, выделяю несколько вариантов повышенной

 опеки: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, воспитание в

 духе повышенной моральной ответственности. Потворствующая гиперпротекция -

 воспитание по типу «кумир семьи» Доминирующая гиперпротекция - подавление

 любых проявлений самостоятельной активности ребенка: все решения принимаются за

 него, его увлечения, его друзья принадлежат не ему, а его родителям. Это они выбрали,

 с кем должен дружить ребенок, какой кружок или спортивную секцию он должен

 посещать, какие книги он должен читать и какие кинофильмы смотреть, чем он должен

 восхищаться, а чем - пренебрегать. Естественно стремление родителей навязать своему

 ребенку и выбор брачного партнера...

 Воспитание в духе повышенной моральной ответственности сопровождается

 постоянным напоминанием ребенку, что он растет в "приличной семье" и это

 накладывает на него определенные обязанности. Он не может шалить, резвиться,

 получать плохие оценки, так как это "бросает тень на отца и мать" Любовь к ребенку в

 такой семье - это не естественное чувство родителей. Ребенок должен своим

 примерным поведением и высокими достижениями заслужить любовь матери или отца.

 "А что ты сделал для того, чтобы я купила тебе?" - своеобразный девиз подобного

 воспитания. Иногда лозунгом является популярное изречение: "Не мы - так наши дети".

 Родители, не реализовавшие себя в жизни, постоянно напоминают ребенку, что уж он

-то просто обязан занять в жизни ту позицию, которую мечтали занять они. "Я имела

 такие блестящие способности к математике, но не смогла учиться из-за тяжелого

 положения семьи, а ты..." Родителям и в голову не приходит, что их детские мечты и

 планы могут не совпадать с желаниями ребенка... "Чтоб сердце загорелось, чтоб

 каждому хотелось догнать и перегнать отцов..." Песня хороша, оптимистична, но смысл

 ее достаточно печален, поскольку жизнь детей рассматривается как бег наперегонки,

 при этом бежать нужно именно по той дорожке, что и твой отец. Чем ответственнее

 позиции, которые занимают родители, тем труднее ребенку.

 Особенно травматичным оказывается именно требование "заслужить любовь". Обычно

 в семьях, где к ребенку предъявляются подобные требования, присутствует скрытое

 эмоциональное отвержение. В силу особенностей характера мать и отец не испытывают

 к ребенку нежных чувств и поэтому, как бы ни старался ребенок, он все равно не

 получает того эмоционального тепла, к которому стремится. В лучшем случае его

 формально хвалят (но голос родителя лишен теплоты), в худшем - заслуги ребенка

 обесцениваются: "Ты учишься хорошо, но все равно Н. учится лучше тебя". В конечном

 итоге родители дают ребенку поручение не для того, чтобы ребенок его выполнил, а

 для того, чтобы он оставил их в покое. Постепенно поведение человека, воспитанного в

 подобном духе, приобретает специфические черты. Часто бывает так, что человек,

 выбирая себе жену, ищет (бессознательно) в ней черты сходства с матерью, даже если

 его матери были присущи недостаток любви и избыток требовательности к нему.

 

   Психофизилогическое исследование и психодиагностическое заключение,

                                 нормативы психокоррекционной работы

 

                    Выделяются 4 формы психодиагностических заключений: 


Форма 1:

1.                  Заключение по данным нейропсихологического обследования, как обследования повышенной сложности, требующего высокой квалификации клинического психолога.

2.                  Заключение для комплексной судебной и психолого-педагогической экспертизы, представляющее собой полное психодиагностическое обследование и ответы эксперта- психолога на поставленные вопросы.


Форма 2: 

Заключение по данным полного психодиагностического обследования. Как правило, проводится в связи с задачами дифференциальной диагностики, уточнения степени и глубины расстройств психической деятельности, выявления сохранных и нарушенных звеньев психики, при решении экспертных вопросов. 


Форма 3: 

Заключение по данным частичного обследования - сенсомоторной, познавательной, либо эмоционально-волевой и личностной сфер. (уточнение личностных особенностей, особенностей).

 
Форма 4: 

Заключение по данным обследования с помощью опросника ММPI с подробным анализом личностного профиля испытуемого. Показано для выявления личностных особенностей испытуемого, оценки эффективности проводимой психотерапии, как индивидуальной, так и групповой. 

Предлагается набор необходимых методик, которые следует применять в обследовании (базовые методики) и набор дополнительных методик, которые могут варьироваться на усмотрение клинического психолога. 

  требования к экспериментально-психологическому обследованию и заключений

Исследование сенсомоторной сферы и внимания

Базовые методики:

Дополнительные методики:

Таблицы Шульте и их модификации

Счет по Крепелину
Корректурная проба
Методика Кооса
Нейропсихологические пробы
Отсчитывание
М-ка Когана

Исследование познавательной сферы (память, мышление, интеллект, ассоциативные процессы)

Заучивание 10 слов
Опосредованное запоминание
(по Леонтьеву или пиктограмма)
Вербальные ассоциации
Существенные признаки
4-й лишний (исключение предметов)
Сравнение понятий

Запоминание с учетом интерференции
Зрительное запоминание (сюжетные картинки)
Классификация предметов
Интерпретация пословиц и метафор
Установление последовательности событий
Простые и сложные аналогии
Объяснение смысла и содержания сюжетных картин
Отсчитывание
Методика Кооса
Тест Равена
Тест Векслера (субтесты)
Проба Эббингауза
Нелепые картинки
Нейропсихологические субтесты

Исследование эмоционально-волевой сферы и личностной сферы

Исследование самооценки + беседа
Тест Люшера
Вариант проективного рисунка
(рисунок человека, дом-дерево-человек,
несуществующее животное и пр.)

ММРI
Тест Розенцвейга
М-ка незаконченных предложений
М-ка диагностики ценностных ориентаций
М-ка оценки уровня притязаний
Тематические ассоциации
Тест Кеттелла
Тест Сонди
Тест "Рука"
ТАТ
Тест Роршаха
М-ка Лири
УСК
Цветовой тест отношений

 


  

           


                                                                                                                                                                                                                                                                                      Яндекс.Метрика  ▲наверх