|
Природа человека.
Мы пришли в этот мир – пройти путь эволюции, исправить свои ошибки. Основная
цель нашего разума – познавать истину и, прежде всего, духовную. Здесь
человеческому разуму в помощь предоставлен надежный путеводитель в лице
Божественного Откровения. «Слово твое – светильник ноге моей и свет стезе моей».
Библия существует для того, чтобы наш разум не оставался в состоянии неведения,
а значит бездействия и также колебания, - значит недостаточно правильного
действия. Без библейского руководства разум колеблется и проявляет
неустойчивость. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что
сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не
думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися
мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:6-8).
К категориям разума относятся: понятие, суждение, умозаключение. Основные
операции разума: анализ (индуктивный подход) и синтез (дедуктивный подход).
Разум может быть активным и пассивным, последовательными или противоречивым, но
он не может быть добрым или злым. Он оперирует понятиями справедливости.
Человеческие
пороки
1. Зависть – проявление негативного отношения в форме враждебности и неприязни
к людям, достигшим больших высот, чем сам завистник. Чужое благополучие
затмевает разум, порождая чувство собственной несостоятельности
2. Равнодушие – черта человеческого характера, выражающаяся в отсутствии
способности сопереживать, проявлении черствости к горестям и бедам других людей.
Именно равнодушное отношение зарождает в недобропорядочных людях чувство
вседозволенности и безнаказанности. Отсюда множество убийств и прочих
преступлений.
3. Лицемерие – способность человека, не имеющего ни капли искренности, занимать
выгонную для себя позицию. Проявляется в умении в нужный момент надеть
подходящую «маску» притворства, дабы выглядеть в чужих глазах лучше, чем он
является в действительности, не оголяя при этом своей собственной низменной
сущности.
4. Хитрость – способность притворяться, ловчить и изворачиваться в любых
ситуациях при достижении личных целей всякими путями, невзирая на общепринятые
каноны.
5. Эгоизм - завышение значимости собственной персоны. Выражается в
пренебрежительном отношении к интересам остальных, свои же интересы превыше
всего.
6. Наглость – проявление неуважения, презрения к собеседнику, сопровождаемое
откровенными попытками вызвать оного на скандал. Может выражаться в виде
неприятных грубых жестов (размахивание выпяченными пальцами), повышенного тона в
разговоре, пронзительного дерзкого взгляда с целью смутить собеседника,
использование лжи. Свойственно самоуверенным типам, чувствующим свою
безнаказанность.
7. Тщеславие – склонность привлекать внимание окружающих, производить
впечатление даже негативными поступками. Желание слышать хвалебные лестные речи
в адрес своей персоны обусловлены стремлением быть известной и почитаемой
личностью. Зачастую выражается в отменном умении хвастаться.
Вот, пожалуй, самые распространенные безнравственные качества человеческой
натуры. Хотя все же это еще не весь перечень существующих пороков, свойственных
многим человеческим особям.
Великий ученый и философ Аристотель в своих сочинениях заложил философские
основы и принципы научного познания и считается одним из основателей современной
науки. Но вместе со всей древнегреческой наукой был лишь слепком
древнеегипетской науки. А все знания Древнего Египта базировались на мистических
традициях. Учитель Аристотеля Платон и великий математик Пифагор прошли
многолетнее обучение у древнеегипетских и халдейских жрецов. Кроме того, они
были адептами древнеиндийских философско-религиозных систем. Именно из этих
источников черпали они свои знания о тайнах мироздания и законах реальности.
Возникает закономерный вопрос: «А не являются ли все достижения нашей
цивилизации результатом знаний древних жрецов?» Ответ на этот вопрос не может
быть простым и однозначным. По крайней мере, Аристотель действительно обладал
информацией о древних знаниях, элементы которых были известны некоторым культам
и мистическим традициям в различных точках земного шара, и впоследствии стали
называться высшей магией. К этим знаниям в то время причислялись даже
письменность, математика и астрономия, которые древнеегипетские жрецы держали в
тайне под страхом смертной казни. Это были серьезные инструменты управления
реальностью, и тот, кто ими обладал, имели превосходство и власть над другими.
Но это была лишь малая часть тайной информации, основной принцип которой
заключается в том, что чем лучше человек познает законы собственного внутреннего
мира, тем более ему будут подвластны мир окружающий и повседневная жизнь.
Практическое применение этих знаний превращалось в управление сознанием, в поиск
необходимой информации, в поступки и ритуалы, позволяющие находить наилучший
выход из любой ситуации и добиваться любой цели. Это был мост между духом и
материей. «Звезды управляют смертными, а мудрые – звездами». Так утверждали
древние посвященные.
Знания о том, что дух и материя едины, существуют столько, сколько существует
человечество. К этим же знаниям, как ни парадоксально, пришла и современная
материалистическая наука. Физики с помощью математических уравнений уже
описывают иные реальности, переход из энергии в материю и другие законы, которые
соответствуют самым высшим откровениям. Ныне физик, если он разделяет
современную научную модель мироздания, является уже не материалистом, а
мистиком. Не отстает психология и физиология. Один из лучших специалистов в мире
по исследованию мозга, лауреат Нобелевской премии Дж. Экклз сказал: «Невозможно
объяснить целый ряд явлений мозга, не прибегая к таким понятиям, как Бог или
Дух». Очень много выдающихся ученых в своих последних работах выступали уже как
философы, размышляющие о взаимосвязи Духа и материи. Все они признавали, что
озарения, приводящие к великим открытиям, приходят как откровения свыше. «Знания
приходят из космоса», – говорил Эдисон.
Расстройство личности
Расстройство личности представляет собой личностный тип или поведенческую
тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм,
принятых в данной культуре. Это тяжёлое нарушение характерологической
конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько
сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной
дезинтеграцией.
Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом
возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз
личностного расстройства вряд ли адекватен до 16—17-летнего возраста. Тем не
менее, важно диагностировать, с чем связаны те или иные личностные изменения у
подростков; ту или иную акцентуацию личности можно выявить уже в подростковом
возрасте, так же как и степень её выраженности и составить прогноз относительно
её развития.
Актуальность
и цель исследования
В последнее 10-летие проявления - расстройство личности (РЛ), в том числе,
противоправное поведение, нередко прямо или косвенно связаны с пользованием
сетью «Интернет».
Целью исследования было изучение взаимосвязей – РЛ и пользования Интернетом при
совершении правонарушений, как уточнение механизмов противоправной деятельности
и поиск путей совершенствования судебно-психофизиологической оценки и
профилактики противоправной деятельности при данном расстройстве.
Проблема
рецидива пациентов, страдающих РЛ, набирает актуальность с конца XX века.
Терапия и реабилитация затруднена анозогнозией, своеволием пациентов, резкими
колебаниями настроения и поведения. Несмотря на прохождение длительной
стационарной реабилитации, качество и продолжительность ремиссии не всегда можно
гарантировать, исходя из сроков лечения. Тем не менее, многие исследователи
проблем психического здоровья и зависимостей пытаются классифицировать причины
рецидива заболевания, создавать классификации пусковых механизмов «срыва».
Постстационарный или, как его еще именуют, амбулаторный этап реабилитации
сопряжен с рядом сложностей. Пациенты находятся вне отделения и невозможно
контролировать качество ремиссии, ее наличие, выполнение рекомендаций
специалистов, применение назначенной поддерживающей психофармакотерапии и
психотерапии. Целью нашего исследования является попытка структурировать
накопленный опыт и описать факторы рецидива проявления РЛ. Под этими факторами
мы понимаем ситуации, людей, события, чувства, мысли, воспоминания, которые
провоцируют внутреннюю и внешнюю реакцию пациента. Они вызывают сильные
эмоциональные реакции и быстро вовлекают в стандартные модели реагирования. С
помощью клинико-биографического и анкетного метода нам удалось выделить восемь
категорий факторов рецидива.
1. Эмоциональное состояние такое как депрессия, тревога, злость, страх или
смущение
2. Физическое состояние, например, возбуждение, скука, усталость, голод
3. Присутствие других значимых объектов, которые вызывают неконтролируемую
эйфорию, либо аффекты мстительности (гнев, обида, ревность, зависть), тем самым
создается эффект эмоциональных «качелей». 4. Доступность провоцирующих веществ,
предметов (алкоголь, наркотики, психотропные препараты внемедицинского
назначения, лезвие и прочие колющережущие предметы, ассоциирующиеся с
самоповреждением)
5. Физическая среда, такие как дом, работа, учебное заведение, клубы, бары,
вечеринки
6. Социальное давление: люди, друзья в окружении пациента, которые употребляют
ПАВ, в том числе и алкоголь, либо занимающиеся самоповреждением, промискуитетом.
7. Деятельность: дела, которые вызывают внутренние или внешние конфликты у
пациента, в силу чего растет эмоциональное и физическое напряжение.
8. Мысли и воспоминания о прошлом негативном опыте, категоричность мышления,
катастрофизация. Данная классификация способствует формированию методов
самопомощи и анализа для пациентов, например, дневника самонаблюдения, где
фиксируются провоцирующие рецидив ситуации из жизни в ежедневном режиме. Далее
этот материал является предметом обсуждения на психотерапевтической сессии, где
каждый эпизод подробно обсуждается и прорабатывается. Тем самым происходит
профилактика рецидива проявления РЛ. Применение данной классификационной формы
провоцирующих факторов в реабилитационных отделениях стационаров, амбулаторных
отделениях будут способствовать структурированию материала для анализа и
проработки причин рецидива пациентов с ПРЛ и могут быть полезны для
психотерапевтов, психологов и социальных работников, проводящих с ними
амбулаторную терапию.
Материал и методы
Изучены 23 подэкспертных (мужчин) с РЛ 20-40лет в 2022-2023 годах в
Научно-Исследовательском Центре Психотерапии (личные наблюдения). 12 случаев
составили эмоционально - лабильное (неустойчивое) РЛ 1-ая группа; 7 –
истерическое 2-ая группа; и 4 – другие РЛ (диссоциальное, смешанное,
избегающее) 3-я группа.
Методы исследования
содержат: изучение анамнеза, клинико-психопатологических и экспериментально -
психологических особенностей подэкспертных, системы «синдром-личность ситуация».
Результаты
Достоверное преобладание подэкспертных с эмоционально - лабильным РЛ (р<0,05),
меньшие группы составили случаи истерического и других РЛ, что соответствует их
представленности в большой выборке данного расстройства в DSM-V, кластер
Анамнестически выявлено, что диагнозы основывались на феноменологической и
клинико-динамической парадигмах, при этом у74,7% подэкспертных 1-йгруппы и
у50,0% 2-й (различие статистически значимо–р<0,05) нозологически
верифицированному диагнозу предшествовали другие: акцентуированные личностные
черты, органическое расстройство личности и умственное недоразвитие,
установленные не в судебно-следственной ситуации. Подэкспертные 3-й группы ранее
не наблюдались у психиатра у них диагностировалось другое РЛ. У 71,1%
обследованных в анамнезе были органические вредности (внутриутробные, ранние,
травмы головы) и у78,% неблагоприятная социальная среда. У 10,6% подэкспертных
близкие родственники страдали шизофренией, у 23,4% предположительно имели РЛ. В
43,4% случаев РЛ отмечалась коморбидная зависимость от ПАВ и/или алкоголя,
наиболее часто при эмоционально-лабильном варианте (импульсивном типе) –р<0,05).
При целенаправленном интервью выявлялось, что Интернет при РЛ являлся способом
определенной социальной адаптации. В социальных сетях прячась за масками,
возможно формирование другой социальной идентичности, что было значимо при РЛ.
Не менее значимы оказались облегчение чувства одиночества при физической не
представленности, отсутствии невербальной коммуникации, а также повышение
самооценки, определенное социальное признание (р<0,05). Также Интернет при РЛ
обеспечивал потребность в повышенном внимании, сочувствии, не требуя терпения,
которое по данным клинического и экспериментально-психологического исследований
было недостаточным
Наряду с позитивной ролью Интернета у изученных подэкспертных было очевидными
его негативное влияние на ценностные системы, эмоционально-волевую саморегуляцию
поведения при дисгармонии личности, что при определенной ситуации становилось
основой совершения правонарушений. В78,5% всех случаев на протяжении не менее
года отмечался «синдром постоянного нахождения онлайн», сужающий восприятие
реальности и ориентацию в ней и тоже выступавший условием облегчения совершения
правонарушений. В тоже время, констатировать аддикцию от социальных сетей
представлялось преждевременным, так как оставалась возможность
удовлетворительной социальной адаптации в реальной среде. Правонарушения у
обследованных подэкспертных по признаку роли Интернета в их совершении
представляли модификация поведения до криминального, когда Интернет выступал как
среда и орудие правонарушения: сексуальные действия в отношение
несовершеннолетних–51,7% всех правонарушений; вовлечение в схему распространения
наркотиков -22,1%; мошенничество -11,2%; попрошайничество -8,4%. В 2
случаях(4,2%) при РЛ анонимно сообщалось о бактетерроризма и в 1была месть с
помощью Интернета (приобретение технических средств и их применение) 2,1%.50,0%
подэкспертных интересовались компьютерными играми; 43,4% порносайтами. Можно
предполагать, что такие интересы при постоянном нахождении онлайн способствовал
и усилению дисгармонии личности и негативному преобразованию реальных
межличностных взаимоотношений с нередкой минимизацией и психологическим
стиранием черты «дозволенное, недозволенное» при решение конфликтов, реализации
сексуальных потребностей, уменьшении комплекса неполноценности. У 11,2%
подэкспертных с РЛ увлечение цифровыми технологиями играло роль в возникновении
киберхондрии. На этом фоне происходили сексуальные деликты с самооправдательной
активностью.
Увиденные всети «Интернет» образцы жизни и отношений большинство
подэкспертных с РЛ считали для себя недосягаемыми (комплекс «обделенного»), что
тоже могло играть роль в негативном отношении ко кружающим. То есть «Интернет»
сети психологически облегчали сбыт наркотиков и совершение имущественных
правонарушений с целью обогащения, снижая эмоциональную напряженность,
«давление» комплексов. У большинства изученных подэкспертных сохранялась
инфантильность, являясь одним из условий совершения правонарушения против лично
неизвестных «виновников» неудовлетворительной жизни или против социума в целом.
Сцены насилия в Интернете приводят к накопительному эффекту негативной
информации и потере эмоциональной чувствительности, что, поданным
экспериментально - психологического исследования, само по себе облегчало
действия со скрытой или явной агрессией или их попытки. Это относилось и к
виртуальным формам общения.
В рассмотренных случаях правонарушений при РЛ синдром зависимости от ПАВ и/или
алкоголя имел второстепенное (фоновое) значение в нарушениях саморегуляции
поведения. Прямых причинно следственных связей употребления психоактивных
веществ и правонарушений не отмечалось.
Выводы:
Учитывая сложный генез РЛ и криминального поведения при данном расстройстве,
связанного с сетью Интернет, его дальнейшее изучение, требуют системного
подхода, в том числе, нейро – и патопсихологического.
Судебно-психологичесский анализ криминального поведения при РЛ должен
фокусироваться на анализе симптоматической структуры расстройства, его связи с
органическими и психотравмирующими с биопсихосоциальными факторами. |
|